КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Саровский драматический театр готовится к открытию сезона. Театралы уже знают название премьерного спектакля – «За двумя зайцами». Произведение достаточно известное — в основном, по одноимённому фильму с Олегом Борисовым в главной роли. Казалось бы, всё понятно: сезон откроется комедией. Зритель всегда её ждёт и любит, ведь в театре хочется расслабиться, забыться, от души посмеяться. Но, как оказалось, не так-то просто всё. Режиссёр предложил необычный, острый взгляд на сюжет пьесы. Интрига? Да! «ГС», как водится, поговорил о предстоящей премьере с режиссёром спектакля, Юрием Клепиковым.

В далёком 1996-м году по приглашению Бориса Смбатовича Меликджанова молодой режиссёр Юрий Клепиков поставил в Сарове первый спектакль – «Свои люди — сочтёмся». Потом были «Фигаро», «Мизантроп» и «Восемь женщин». Все постановки имели большой успех у публики и довольно долго держались в репертуаре театра. В 2016 году, после 8-летнего перерыва, Юрий Клепиков снова в Сарове.

– Я люблю этот город, – признаётся Юрий Васильевич. – С первого взгляда, когда приехал сюда, было очень тёплое отношение к нему. Саров предполагает передвижение пешком — я с удовольствием совершаю и утренние, и вечерние прогулки. Город очень чистый, с доброжелательными людьми. Когда театр пригласил меня поставить спектакль, я был рад. Мне очень хотелось поработать с замечательным артистом Владимиром Борисовичем Соколовым-Беллониным. И мы практически уже сговорились о постановке, когда пришла горькая весть о том, что артист ушёл из жизни. Для меня это было очень больно. Счастье работать с такими людьми, как Владимир Соколов-Беллонин. Потому что это был человек с высочайшим уровнем профессии и таланта!

К сожалению, первоначальных планов реализовать не удалось, но жизнь берёт своё. И на свет вот-вот появится другая интересная, яркая и необычная история — «За двумя зайцами».

– Юрий Васильевич, расскажите о спектакле, над которым Вы сейчас работаете.

– Сюжет пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами» хорошо знаком и незатейлив. Есть прецедент фильма с Олегом Борисовым, который многие зрители помнят. Но это – кино, а у нас – театр. Два разных способа рассказывать историю, даже технологически. Там – камера, здесь – сцена. Театральное искусство – живое, оно происходит здесь и сейчас. Кино останавливает время, фиксирует его на плёнке. Фильм имеет отражение своего времени. Мне сегодня интересная другая история, та, которую я слышу в незамысловатом сюжете жизни такого местечка, как Подол.

– Так о чём же будет Ваша история?

– Я хотел рассказать историю о людях Подола. Что такое Подол? Фактически, это район Киева. Однако, понятие «Подол» для меня – вне географическое и вне национальное. И конечно, эта пьеса никогда для меня не была политической. Подол – это способ жить, чувствовать, это определённая генерация людей. Он может быть в Москве, Токио, Нью-Йорке, Костроме… Вот, улица Куйбышева, где я сейчас живу – тоже маленький «Подол» в Сарове! Подол – это определённый образ жизни. Я думаю, он характеризуется, прежде всего, тем, что его люди живут инстинктами. Родиться… Родить… Кстати, Подол всегда рожал большее количество детей, чем элитные районы. Там живут люди небогатые, но зарабатывают себе кусок хлеба, не воруя (ну, может, иногда обманывая чуть-чуть на рынке). Самое главное, они живут очень природными, земными инстинктами.

– Значит, жители Подола – особенные?

– Безусловно! Они чуть преувеличивают жизнь от желания, чтобы она была красивее. Они более эксцентричны, и это связано с их неудовлетворённостью жизнью. Это очень обострённые, небытовые люди. Всё, что они делают, они делают с двумя-тремя плюсами. Если уж петь – так на разрыв аорты, если рожать – то не считая, вот сколько семени попало, столько и родилось детей. Сколько умерло, столько и умерло. К рождению и смерти жители Подола относятся более естественно. У них здоровая такая психология. Но иногда их эксцентричность опасна, потому что они могут быть агрессивны, неконтролируемы в своих желаниях…

– Но вы ведь не можете просто констатировать – такие вот они люди. Должна быть какая-то мораль у «басни»?

– Этим вопросом вы затронули тему спектакля. Это генерация людей, к которым я отношусь с симпатией и с большим чувством правды. Они живут инстинктами, импульсами. Но часто жители Подола не думают о последствиях. (Не станем раскрывать сюжетных хитросплетений – приходите и узнаете, к чему приводят необдуманные действия. – ред.) В Библии есть фраза, которая определяет смысл моего спектакля: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят!»

Было бы не интересно, если бы абсолютно все герои спектакля соответствовали описанным качествам, присущим жителям Подола. Скажем по секрету, есть в спектакле один герой, который рискнул вырваться из привычной среды. А вот кто он – зритель узнает, посмотрев новый спектакль Саровского театра.

Часть нашего интереснейшего разговора с Юрием Васильевичем мы прибережём для следующей публикации, которая будет уже после премьеры. Признаемся, в этот раз «ГС» проявил любопытство больше обычного и поговорил с актёрами-исполнителями главных ролей: Натальей Гришагиной, Юлией Петрушиной и Кириллом Деришевым.

Из беседы с актёрами стало ясно, что работать с Юрием Клепиковым им сложно, но чрезвычайно интересно. Если суммировать общее мнение, оно таково: Юрий Васильевич – профессионал высочайшего класса, с хорошей школой и большими требованиями. Особенно молодых актёров привлекает режиссёрский метод Клепикова – он выстраивает роль под актёров, даёт направление и проходит весь путь вместе. Это позволяет им постигать новые грани мастерства, преодолевая трудности, профессионально расти. По словам исполнителей главных ролей спектакля «За двумя зайцами», встреча с таким человеком – большая творческая удача.

Что ж, мы рады за наших актёров. Думаем, посмотреть новый спектакль стоит хотя бы потому, что сам режиссёр определяет его как многожанровую историю, — фарс, мелодраму, поэму — над которой можно будет и посмеяться, и погрустить, и подумать. Встретимся на премьере 16 сентября!

Анна Шиченкова

г. «Голос Сарова», 2016 г., № 17 от 8 сентября