КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

В минувшую пятницу городской театр драмы открыл 68-й сезон яркой постановкой пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами», созданной московским режиссером Юрием Клепиковым.

Действие комедии Старицкого происходит в Киеве на Подоле – в торгово-ремесленном районе в начале XX века. Но первое действие спектакля неожиданно открывается появлением колоритной группы в кепках и засаленных штанах (правда, кое-кто отличается от общей массы цилиндром и клетчатым пиджаком), поющей песню Розенбаума «Гоп-стоп»… По ходу постановки выясняется, что действие режиссер явно перенес в другие времена – слышится песня периода освоения космоса «Я — Земля», герои одеты по моде 50-60-х (платья в стиле «new look», высокие сложные прически у дам, яркие блестящие рубашки с большими воротниками и манжетами на главном герое и т.п.) Те, кто видел советский фильм «За двумя зайцами» с Олегом Борисовым в главной роли, удивились бы тому, что Евдокия (Светлана Киверская) и Секлита (Юлия Петрушина), матери Прони (Наталья Гришагина) и Гали (Владимира Петрик) – молодые женщины.

Вообще, в спектакле было чему удивиться.

Главный герой Свирид Петрович Голохвастов (Кирилл Деришев) поет на английском песню о Нью-Йорке, периодически в реплики героев замешивается иностранная речь, причем в самых неожиданных лиричных местах. Ннаряды героев, танцы и музыка постановки наталкивают на аналогию с фильмом «Стиляги». А еще общая атмосфера: многие на Подоле вздыхают о недосягаемом, манящем Западе, а главный герой так и вовсе стремится вырваться отправиться в путешествие. Но вот куда? В Париж ли, в Нью-Йорк или просто окунуться в любовь, не знакомое ему ранее чувство?

Свирид Петрович молод, горяч, красив, весел, поднабрался «образования». Но вот беда – промотав наследство отца-цирюльника, оказался без гроша в кармане. А хочется так много всего! Мир простирается перед ним, такой безграничный и манящий, он страстно желает вкусить всех наслаждений, какие только может предложить жизнь. Юноше необходимы всего две вещи – деньги и любовь Гали (Владимира Петрик). Первое он надеется приобрести удачной женитьбой на Проне (Наталья Гришагина), богатой наследнице семейства Серков. А в любви Гали он и не сомневается. Недалекая Проня сама идет ему в руки, ее родители при первом же знакомстве бросаются Голохвастову на шею и соглашаются на брак. Но у Гали уже есть возлюбленный – Степан, и она не готова к отношениям с Голохвастовым. Так что здесь ему приходится попотеть.

Обручившись в один день с обеими девушками, главный герой закручивает интригу спектакля. В конце концов, не получив ни приданого Прони, ни возлюбленной Гали, он изрекает свой приговор Подолу: «Свинство необразованное! А мне только денег ваших и надо было!»

И… взлетает в небо.

Фарс то и дело прорывается в спектакле то резкими движениями актеров, то неожиданными фальшивыми нотами посреди лирических сцен – объяснения в любви заканчиваются вдруг ломаным английским, песня — резкими вскриками, лиричная и печальная свадебная запевка — залихватским гопаком. Ощущение такое, что герои-подольчане не в состоянии сдержать свои бурлящие страсти, и те прорываются то тут, то там самым неожиданным образом, резко нарушая ритм действа.

Один из самых ярких персонажей в спектакле – Секлита Лымариха, рыжая, в ярко-красном платье, с высокой причудливой прической, чувственная, выказывающая главному герою недвусмысленные знаки внимания. Она — олицетворение Подола с его бурлящими неконтролируемыми страстями. Она, да и весь Подол, обожающий Голохвастова по ходу действия, готовы растерзать его же в финале, когда выясняется правда. В постановке вообще много страстей, в том числе и любовных. Герои предстают перед зрителем в нижнем белье, женщины задирают юбки, а Проня вместо модного чепчика предлагает матери надеть модные панталоны.

Он таков, Подол – весел и криклив, страстен и опасен, недаром в первом действии звучит «уркаганный» «Гоп-стоп».

Юрий Клепиков, режиссер:

— В пьесе, по большому счету, два персонажа. Первый — Голохвастов, молодой человек, у которого я увидел потенциал к личности: «Я вам не кто-нибудь! Я — Свирид Петрович Голохвастов!» Этот парень хочет получить другую жизнь, где он может есть то, что хочет, думать, как он хочет, мечтать, о чем хочет, путешествовать, где хочет. Мой спектакль — это история одного свободного человека – со своими слабостями, пороками, цинизмом, жестокостью, которую он впитал от Подола, с веселым нравом. История поиска им новой жизни. История о том, как парень решился вырваться из Подола и уехать туда, где, как ему кажется, есть другая жизнь. Конечно, это иллюзия! Но желание меня подкупило. Я пытался понять этого юношу как человека – не как персонажа. Не как некий водевильный образ, а просто понять его обстоятельства, энергию его желания. И он мне стал очень симпатичен. Он сложный. Я и не делаю его белым или черным. Это мой принцип в работе — не рассматривать людей как хороших и плохих. Все намешано в жизни. И никогда не знаешь, когда хороший человек вдруг становится подлым, а подлый вдруг проявляет благородство и честность.

Второй персонаж для меня в этой истории – Подол, то есть люди, живущие там. Они и смешные, и добрые. Милые, но могут и убить, притом даже не осознавая этого. Опасность Подола в том, что он живет земными инстинктами. У людей, его населяющих, очень здоровая психология, они умеют радоваться, обходятся без философии, рожают детей. Но они же могут быть необъяснимо агрессивными. И спроси их, почему, – они не ответят. В Библии есть фраза: «Господи! Прости им, они не ведают, что творят». Это и о Подоле.

Подол интернационален: Москва, Токио, Нью-Йорк — у каждого из этих городов есть «Подол» как особая генерация людей. Есть он и в Сарове. У меня к нему большая симпатия – я его понимаю, он не вызывает у меня отвращения. Но и боюсь — ведь люди Подола не владеют собою. Их сознание на какой-то момент выключается, и отсюда возникает масса и комедийных, и драматических положений, которыми спектакль изобилует.

Валерия Александрова

г. «Новый город», 2016 г. № 38 от 21 сентября