КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

В начале декабря в саровском драматическом снова состоялась премьера — новогодняя комедия «Я не могу иначе». Она оказалась по-настоящему смешной – зал хохотал до слез, с энтузиазмом подпевал актерам, единодушно аплодировал особо удачным репликам.

В этом спектакле есть всё: и настоящие живые личности, похожие на нас с вами, и любимый новогодний антураж, и смешные истории, которые оттого и смешны, что очень узнаваемы и могли бы в эту особенную ночь случиться с каждым. И ненавязчивая лирика с налетом грусти под песню Пахмутовой…

Сюжет незамысловат: три женщины «послебальзаковского» возраста — Таня (Светлана Злобина, Валентина Юрина), Наиля (Ольга Берзина) и Лариса (Наталья Опалихина) собрались, чтобы вместе встретить Новый год. Замужние подруженции полны коварных планов познакомить с кем-нибудь одинокую Таню и не сидят сложа руки. Лариса притаскивает летаргически спящего Деда Мороза на санях – «Ну не валяться же ему в подъезде!» А Наиля – мужчину средних лет без признаков жизни в тележке из супермаркета. Как потом выясняется, это Стасик (Константин Алексеев), маменькин сынок, проживающий в квартире в компании аквариумных рыбок…

По ходу действия дамы включают караоке, зажигательно поют известные песни, приглашая зал присоединиться. И зрители, не стесняясь, подпевают. Я тоже с удовольствием спела с артистами душевную песню, давшую название спектаклю- «Я не могу иначе».

Наш родной новогодний юмор вызывает живой отклик в душе. Но где-то по краю сознания неслышно ходит грусть: вот он, праздник, уже надвигается, где же обещанные чудеса? И каких чудес мы вместе с героями спектакля ждем? Простых, человеческих – любви и счастья. И кто-то год за годом их не получает, как Таня. Лично мне всегда в Новый год грустно: в определенный период жизни я, как и героини спектакля, осознала, что жить становится на год меньше, а счастье все не приходит… И речь президента, шампанское, мандарины и оливье не в состоянии смягчить это ощущение. Странный праздник – с безумным весельем на грани выживания и едва уловимой грустью.

В конце постановки всё возвращается на круги своя: Таня, которой не достается женского счастья, снова остается одна. Но надежда есть: Стасик попал в беду (застрял в лифте), и женщина – героиня песни Пахмутовой («Всё я сумею, всё смогу,/Сердце мое – не камень») бросается спасать его – ведь она «не может иначе».

Антон Неробов, режиссер-постановщик Саровского драматического театра:

— Этот жанр, вообще говоря, не новый, но новый для здешней сцены. Такая техника построения спектакля называется Verbatim – документальный театр. По этому направлению даже организовался целый театр «Театр.doc» в Москве. Он работает с разного рода документалистикой – берет, например, материалы суда и разыгрывает их (скажем, суд над Pussi Riot).

Наш спектакль построен на интервью с жителями России, со знакомыми и знакомыми знакомых. Ничего фантастического, никакой великой литературы – обычные истории обычных людей, которые случились с ними под Новый год. Конечно, мы кое-что дописали, додумали в процессе работы, в спектакле свели этих людей вместе.

В центре постановки – обычные люди, настоящие людские отношения. Мне кажется, в репертуаре театра не хватает таких спектаклей – человечных, легких, без умопомрачительных декораций, без заумных режиссерских решений. С человеком о человеке. Здесь простые люди говорят простым языком – о своих проблемах и своих надеждах. А еще они поют – не оттого, что умеют петь, а потому, что любят это делать. Это не просто комедия, а караоке-комедия.

В спектакле очень много интертекстов, в том числе и из «Иронии судьбы» — что за Новый год без этого фильма! Мы прошлись по всем новогодним штампам.

Сюжета особого нет, как и в жизни, впрочем. О людях, о том, что с ними происходит 31-го числа — сама встреча Нового года, с его чудесами, но не теми, что с неба свалились, а простыми и человеческими. Новый год с оливье, Путиным и мандаринами. И вообще об абсурде этого праздника, когда все готовятся, переживают, ждут, чокнутся – и все, кончился праздник. А где же праздник? Всё, пошли домой.

На сцене надо говорить о душе, красоте, хороших человеческих отношениях – вот об этом и спектакль. Люди поступают так, потому что они такие и иначе не могут. И вообще, мне кажется, что не существует плохих и злых людей в мире. Мы все одинаковые, просто в разных обстоятельствах делаем свой выбор. Какой у кого получится – плохой, хороший, и нам с этим жить и за это отвечать.

Валерия Александрова

г. «Новый город», 2016 г., № 49 от 7 декабря