КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Когда я смотрела премьеру спектакля «Васса. Первый вариант» в постановке заслуженного артиста РФ В.Арсеньева, меня не покидало странное, щемящее чувство некоей мистики, происходящей на сцене. Наконец я отчетливо определила его: мне казалось, что я нахожусь в театре десятилетней давности, в его старых стенах. Нахожусь в периоде того творческого расцвета, удач, когда актеры и режиссеры работали жадно, на износ. И атмосфера «Вассы» буквально пронизана ностальгией о том времени, которое ушло и уже не вернется.

Но даже если в зал придут люди, которые ничего не знают о старом театре или не помнят его, «Васса» не потеряет своей мощи, своего горького очарования. Этот спектакль, на мой взгляд, лучший из всех, что был поставлен в новом здании, потому что сделан в саровской театральной традиции. Алмаз дивной огранки нынешнего репертуара.

Безусловно, одной из составляющих успеха этой постановки стал выбор материала. Отказавшись от политизированной версии пьесы «Васса Железнова» М.Горького, написанной в тридцатых годах прошлого века, и взяв первый вариант 1910 года, режиссер-постановщик предложил зрителям для обсуждения самую актуальную тему: во что превращает людей жажда денег. И с ней же рядом стоит не менее важный вопрос: как может искалечить детей слепая материнская любовь.

Пьеса удивительна — она «без героя», т.е. без положительных персонажей. Зрители становятся то одну сторону, то на другую, то презирают всех, то всем сочувствуют, но не могут найти образец для подражания. Ибо его нет.

В центре повествования — семья Вассы Железновой. Глава семейства умирает, а домашние уже схватились не на жизнь, а на смерть в битве за наследство. Ради денег попираются все добродетели, «ничего не грешно». Три убийства и одно самоубийство при загадочных обстоятельствах — цена, которую семья платит за желание урвать свой денежный кусок. Напряжение не покидает зрителей ни на секунду, спектакль идет по нарастающей, вызывая все более сильные и страшные эмоции на сцене и в зрительном зале. «Нет здесь злых… Здесь — несчастные все… и потому несчастные, что не могут ничего любить…», — говорит о семье одна из героинь спектакля. В финале «Вассы» на глаза сами собой наворачиваются слезы. Потому что прожит катарсис — самое важное, ради чего существуют театр и искусство.

Режиссер-постановщик Виктор Тимофеевич Арсеньев не просто справился с поставленной задачей, — он напомнил нам, что театр — это больше, чем приятный вечер в культурном учреждении. От его «Вассы» исходит мощная энергия. Это спектакль о высших человеческих ценностях, а потому — мудрый и гуманный, выстроенный до мельчайших нюансов. Режиссер не пошел на поводу у модных тенденций, он проявил абсолютно свое видение пьесы, и в этом видении — житейский опыт, бережность к людям, любовь к персонажам, и от того так остро звучит главная мысль постановки — как тяжело жить на свете без христианской любви.

Уже много лет Виктор Тимофеевич работает в творческом союзе с художником-постановщиком, заслуженным работником культуры РФ Владимиром Николаевичем Шириным. Вкус Владимира Николаевича безупречен, и сценография «Вассы» выполнена на самом высоком уровне: декорации, бутафория, свет — все работает на главную художественную идею спектакля. Расцветающий на заднем плане сад во втором акте — контраст с окончательным разрушением семьи и надежда для зрителей, что за пределами театра они сделают правильный нравственный выбор.

Актеры, занятые в спектакле, — это слаженный ансамбль. Перед нами проходит целый ряд блестящих актерских работ.

Это, конечно, великолепное исполнение заслуженной артисткой РФ Эммой Ивановной Арсеньевой роли Вассы Железновой. Ее героиня — кукловод, который вдруг выпустил из рук нитки и теперь судорожно пытается ухватить их. Эмма Ивановна показывает нам волевую жесткую женщину, принужденную обстоятельствами заменить главу семьи и вести бизнес, при этом контролировать своих взрослых детей, которые не вышли в мать умом и хитростью, зато удались в коварстве и подлости. «Все дымом, все дымом!» — горько восклицает главная героиня, понимающая, что некому передать семейное дело. Поистине великолепное актерское решение роли Вассы заключается в том, что Эмма Ивановна Арсеньева не является ни прокурором, ни адвокатом своей героини. Она дает возможность самим зрителям определиться, обвиняют ли они Вассу или сочувствуют ей.

Анна Железнова в исполнении Ирины Аввакумовой — зрелая актерская работа. Долгое время актриса пребывала в амплуа «голубых героинь», которые часто хоть и являются главными действующими лицами разных пьес, но не дают возможности проявить актерский талант и накопленный опыт. В характерных ролях Ирина намного интереснее. А после «Вассы» берусь утверждать, что в нашей труппе вырос мастер своей профессии, с которым, на мой взгляд, связаны надежды на будущее труппы.

Не менее профессионально работают в спектакле актеры Ольга Берзина и Максим Солнцев. Они всегда хорошо чувствуют себя в характерных ролях и часто заняты в спектаклях, но обычно где-то там, на заднем плане. В «Вассе» актеры исполняют роли супругов — Натальи и Семена Железновых. Их персонажи так объединены целью вырвать свой кусок наследства и низкой моралью, что кажутся нераздельными, как сиамские близнецы. И Ольга, и Максим, на мой взгляд, давно уже достойны того, чтобы поставить спектакль «на них». И это — без всяких скидок на провинциальный театр. Прекрасные опытные актеры, ждущие своего режиссера. И их работу в «Вассе» надо обязательно смотреть.

Александр Баханович, исполняющий в спектакле роль Прохора Железнова, тоже давно доказал свое актерское мастерство. Достаточно вспомнить его дядю Ваню в одноименном спектакле. И здесь, в «Вассе», Александр Анатольевич играет на том самом нерве, от которого пробирает дрожь.

В этом же актерском ансамбле замечателен и Константин Сергеевич Алексеев. Роль приказчика Михаила Васильевича в его исполнении вызывает в зрителях бурю эмоций. Я привыкла видеть Константина Сергеевича в совершенно других амплуа. Созданный им образ жестокого, омерзительного в своих поступках персонажа выпадает из того, что актер играл на протяжении последних лет, и потому особенно впечатляет.

Что касается наших молодых актеров — Евгения Мардера (Павел) и Екатерины Главатских (Людмила, жена Павла), то, конечно, они пока на порядок слабее своих коллег, и режиссер их «прикрывает» другими актерами. Впрочем, в ребятах чувствуется потенциал, но чтобы вырасти, им нужно искать свою актерскую манеру и уклоняться от влияния старших товарищей. Однако все когда-то с чего-то начинают, не так ли? По крайней мере, молодежь в труппе есть, и радует уже сам этот факт.

В другом составе роль Павла исполняет актер Руслан Шегуров. Год от года его актерское мастерство растет. И опять же — как в случае с Ириной Аввакумовой — в характерных ролях Руслан раскрывается, выплескивается, мне кажется, что ему по плечу уже любая роль. Он стал актером, на которого «надо ходить».

Осталось упомянуть еще о двух замечательных актрисах — Надежде Файзуллиной (Липа) и Светлане Киверской (Дунечка). Роли у них невелики, но важны, и эпизоды с их участием — важная составляющая постановки. Актрисы работают точно и чутко.

Теперь о грустном. Если вы уже готовы бежать в театр на премьеру — притормозите. «Васса» в следующий раз будет идти только в марте. Но эту постановку непременно надо посмотреть. И уверяю: вы уйдете из театра с отбитыми ладонями и хорошим послевкусием. И с верой, что у нашего театра есть будущее.

Е.Трусова

«Новый Город №»

4 февраля 2009 г.