КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Под занавес театрального сезона Саровский драматический театр подарил зрителям очередную премьеру. Пьеса Бернарда Слейда «Там же, тогда же» в прочтении Руслана Шегурова.

Это самостоятельная работа артистов театра. Руслан уже выступал в роли режиссёра. Дебютом стал спектакль по неоднозначному Даниилу Хармсу. По признанию самого актёра, то была постановка «на любителя», понятная определённой публике. Новое творение рассчитано на зрителя массового. Если не вдаваться в подробности, то это история любви. То, что понятно всем и каждому. То, что откликается в душе любого человека. То, что позволяет увидеть в спектакле каждому своё – реальное, настоящее или мечтательно-желаемое.

Два персонажа. Мужчина и Женщина. Джордж и Дорис. Руслан Шегуров и Ирина Аввакумова. Фабула спектакля проста – встретились двое и, несмотря на ждущие их дома семьи, не смогли противостоять чувствам, захватившим их. Любовь, проходящая сквозь годы. Любовь, дающая силы. Любовь, заставляющая идти на сознательный обман. А это ли любовь?

История создания спектакля – особое действо, само по себе интригующее и увлекательное. Почему именно этот спектакль? Более двух лет назад Руслан увидел пьесу в постановке Нижегородского драматического театра. А желание поставить спектакль на двоих, себя и свою любимую жену, возникло ещё раньше. Обсудили, поняли – «сможем потянуть». Помимо возможности реализоваться актёрски – более 20 лет жизни проходит на глазах зрителей в одних и тех же декорациях, затронул и глубокий философский смысл произведения. Но сценарий найти не удавалось. Однако в один прекрасный день позвал к себе Руслана художник театра, заслуженный работник культуры РФ Владимир Ширин. И не просто так позвал, а с предложением поставить одну замечательную пьесу. И был то текст Бернарда Слейда. Есть материал, но что скажет руководство театра? Ведь могут пьесу как принять, так и отвергнуть, одобрить её постановку или поставить крест на актёрском стремлении. После прочтения произведения директор театра Марина Владимировна Першина загорелась и дала «добро». Спектакль даже включили в план. Было это более года назад, в то время, когда саровский театр существовал без главного режиссёра. Всё совпало. И работа началась. Но в театре произошло знаменательное событие – появился главный режиссёр, и за новыми общезначимыми постановками самостоятельная работа была вынуждена отступить и замереть почти на год…

На этом месте позволю себе сделать отступление. Немного о самостоятельной работе. В Саровском театре драмы есть прекрасная традиция – поддержка творческих инициатив. Любое вдохновенное начинание актёров приветствуется. Ну, разумеется, если не идёт в разрез с политикой театра и не уходит в область заоблачных нереальных порывов. Не так много театров, где действительно существует институт самостоятельных работ. «Там же, тогда же» — это не первая подобная работа артистов театра. Но первая возможность для Руслана Шегурова и Ирины Аввакумовой сделать полностью самостоятельный совместный спектакль. Получилось ещё и бенефисный. В этом году исполняется 15 лет с момента приезда актёров в город. В чём же сила самостоятельности? В возможности выразить себя, выбрать именно тот материал, с которым хочешь работать, именно ту роль, которую хочешь прожить, собрать команду единомышленников, тех, кто чувствует и видит, как и ты. Иллюзия, что актёры в любом спектакле могут выбирать себе роли. На самом деле ты играешь то, что тебе назначили, вне зависимости от своих желаний и предпочтений. А в случае самостоятельной работы появляется возможность реализоваться на 100%, а то и больше. Повышается риск ошибки? Да. Но это же и повышает степень ответственности. И ни для кого не секрет, что поступки, сделанные по зову души, а не в рамках безликого «надо» влекут за собой вдохновенные порывы, раскрывая поистине фантастические возможности свободных творцов.

Но к спектаклю. История проста и узнаваема. Каждый из героев имеет семью. У каждого есть дети. Случай сталкивает их в небольшом городке и связывает путами страсти. Не в силах порвать с прошлым, мучаясь угрызениями совести, Джордж и Дорис не могут поставить точку в отношениях и продолжают встречаться. Один раз в году. На том же месте и в то же время. При всей лиричности и сентиментальности, это достаточно прозаичная история двух любовников. Но не историю порочной страсти рассказывают актёры. Сложно было не скатиться в пошлость, ведь всё действо крутится вокруг большой кровати, являющейся в какой-то степени ещё одним действующим лицом. С другой стороны, возникала опасность показать порочность внесемейной связи чересчур пафосно. Да и что рассказывать? Как ни пародоксально, но, и тут Руслан с Ириной были единодушны, о семейных ценностях. Главные герои не просто любовники. Они друг для друга даже больше, чем друзья. Джордж и Дорис помогают признаваться самим себе в своих слабостях, видеть то, чего сами предпочитают не замечать. И когда главный герой представляется мужу своей возлюбленной священником, это не есть полная ложь. Да простят мне подобное сравнение в данных неоднозначных обстоятельствах, но приезжают два человека каждый год друг к другу как на исповедь, делясь самым сокровенным, открываясь и не боясь показаться смешными, нелепыми, не испытывая неловкости, будучи самими собой.

Сложно однозначно определить жанр постановки. Здесь и мелодрама, и комедия, и драма, и цирк, вплоть до клоунады (на этом месте у Ирины с Русланом возникает извечный спор – применимо ли понятие «клоунада» к пусть и курьёзным, но взаимоотношениям любящих людей? Сошлись на эксцентрике).

Потрясающая игра актёров, их искренность и достоверность невероятно точно и органично поддерживаются декорациями и музыкой. «Там же, тогда же» — это первый спектакль, изначально задуманный на малой сцене в Художественной галерее. Гениальный Владимир Ширин смог объединить эти две совершенно разные по атмосфере творческие единицы, театр и галерею, в единое произведение искусства. Условные декорации, словно картина, написанная широкими мазками ярких, говорящих акцентов. Детали, постепенно выявляющиеся и при этом столь естественные, что просто не представляешь, как бы могло быть по-другому. Удивительное использование заданного «рельефа». Экран на стене? Это поможет создать нужную атмосферу! Спектакль не только рассказывает частную историю, он окунает зрителя в жизнь целой эпохи. Вспомнился любимый «Форрест Гамп», где, наблюдая за перипетиями судьбы одного героя, можно изучить историю целой страны. Так и здесь, фотографиями на экране передаются все самые значимые исторические события происходящего времени. Поддерживаемая актёрами визуализация, однако, не была бы полна без музыкального сопровождения. Лёгкими вкраплениями именно той музыки, намёками на звучание именно того времени, о котором идёт рассказ, композитор Дмитрий Чуйков завершил картину. Придуманная специально для спектакля тема любви, звучащая в развитии на протяжении всего спектакля, заполнила собой всю последнюю картину. Это удивительно атмосферная музыка, которая помогает зрителю полностью погрузиться в мир Джорджа и Дорис, а самим актёрам существовать на сцене.

Владимир Ширин не только создал необходимое настроение в зале, он помог Руслану Шегурову сотворить антракт, не прерывающий историю, а являющийся её продолжением. Нечастый гость саровского бомонда performance стал, благодаря юным актёрам (Юлия Голубева, Адександр Кочетков и Юрий Николаев),связующим звеном, позволяющим не только не терять нити спектакля во время перерыва, а заставляющим размышлять, оставаясь погруженным в происходящее.

Театр – искусство коллективное. И новый спектакль не стал исключением. За время работы сложился коллектив единомышленников. Актёры, художник, композитор и невидимые для зрителей присутствующие за сценой два костюмера, два гримера, осветитель, реквизитор и два звукооператора в хорошем смысле «заболели» спектаклем. В едином порыве, без принуждения, а искренне и с полной отдачей они стремятся донести до публики свои идеи, желая постановке не просто существовать, а жить полной жизнью.

Особо хочется отметить ещё одного участника. Это Зритель. Зал Художественной галереи камерный. Получается почти интимное общение актёров со зрителями. Наблюдать за реакцией зала – это особое действо, спектакль в спектакле. Здесь можно поднять ещё одну проблему, сугубо социальную. Интересно, как люди реагируют на поступки героев. Вряд ли кто-нибудь в реальной жизни захотел бы оказаться на месте обманутых мужа и жены. Но на спектакле те же самые люди проникаются чувствами любовников. Почему? Сложный вопрос. И ответ для себя может найти каждый исключительно самостоятельно. Однако осмелюсь предположить, что подкупает именно искренность общения Джорджа и Дорис, которой так порой не хватает в повседневной жизни. А ещё, как бы ни мечталось о материальных благах и статусах, рано или поздно каждый приходит к осознанию того, что именно чувства, именно любовь позволяют полноценно жить, а не обреченно проживать свою жизнь. Зал так живо и честно реагировал на переживания героев, что, по признанию Руслана и Ирины, помог «выровнять» спектакль. Внёс полную ясность в общую картину, наполнив её недостающими акцентами.

Не обойдусь и без ложки дёгтя. Вначале спектакля проходящий через всю пьесу молчаливый персонаж в костюме Санта-Клауса (Александр Кочетков, Юрий Николаев), символизирующий неумолимо бегущее время и объединяющий шесть картин из жизни героев в единое целое, лично у меня вызвал восторг необычностью изложения общепринятой просьбы выключить сотовые телефоны. Не словами, а пантомимой, наглядной и, казалось бы, доходчивой обратил он в зал призыв уважать актёров, зрителей и творчество в целом. Но, увы, поняли это не все. Хочется, очень хочется дождаться того времени, когда даже без подсказок будут отключаться помехи цивилизации, дабы не отвлекать от погружения в прекрасное. Не так много времени уделяем мы общению с искусством, и совершенно не возникает желание быть внезапно вырванным из захватившего тебя мира грёз милыми переливами сотовой полифонии.

«Там же, тогда же» — это сказка для взрослых. Вызывающая смех и слёзы. Узнаваемая в любое время, вне зависимости от декораций. Главное, это история, призывающая задуматься, а стоит ли так жить? Зачем искусственно ограничивать себя, свои чувства, живя рядом с родными людьми, чтобы потом где-то на закоулках Вселенной встретить чужого человека и использовать его как своё отражение, как свою жилетку? Страсть, любовь – это прекрасно. Но спектакль о, как уже упоминалось, ценностях именно семейных. Господа, будьте откровенны. Снимите маски и не стесняйтесь своих комплексов, не бойтесь говорить о неуверенности и страхах, когда рядом с вами ваши спутники жизни. Возможно, тогда жизнь расцветёт новыми красками. И не возникнет необходимости в Джорджах и Дорис. Актёры, исполняющие главные роли, в жизни – любящая семейная пара. Они признались, что работа над спектаклем позволила им под новым углом взглянуть на семейную жизнь, позволяя обходить некоторые острые углы на пути к семейной идиллии. Хотя, каждый видит в спектакле своё и делает исключительно индивидуальные выводы. Тем и прекрасен театр – он заставляет задуматься. А это уже много.


P.S.: Огромное спасибо Руслану Шегурову и Ирине Аввакумовой за интереснейшею беседу и увлекательный эмоциональный рассказ о пути спектакля и жизни в нём.

Татьяна Чикина

1 мая 2012 г.

Информация с сайта planetasarov.ru