КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Театральный сезон близится к завершению. Перед каникулярным расставанием саровский зритель получил неожиданный подарок от Саровского драматического театра – спектакль «Сбитый дождём».

Как это называется, когда всё получилось – успех? Очень уж громкое и шумное, суетливое слово. О спектакле, поставленном Галиной Зальцман, хочется говорить в полголоса или даже шёпотом. А то и вовсе – молчать. Не потому что сказать нечего, а потому что есть желание подольше сохранить в душе светлое чувство, оставшееся после просмотра спектакля.

Тот, кто хоть раз соприкасался с творчеством колумбийского писателя, журналиста, издателя и политического деятеля Габриэля Гарсиа Маркеса, наверняка ощущал это странное чувство, когда фантастика каким-то очень простым и прозаическим образом проникает в обычную жизнь его героев. Удивительные магические события, персонажи или вещи лишь непродолжительное время воспринимаются, как нечто странное. В очень короткий срок они адаптируются персонажами, населяющими «реальный» мир. И вот уже сбитого дождём ангела селят в курятнике, и он приносит немалый доход владельцам территории вынужденной посадки…

О чём этот спектакль? Каждый увидит в нём что-то своё. Лично для меня этот спектакль – о жизни. Во всех её проявлениях: откровениях и маленьких хитростях, тайных желаниях и лукавстве, жажде наживы и милосердии; о любви и прощении. «Сбитый дождём» как раз тот спектакль, который, на мой взгляд, не стоит привязывать к событиям в конкретном городе, регионе, стране. Он – вне времени и пространства. А потому, я надеюсь, спектакль закрепится в репертуаре театра и будет иметь долгую счастливую жизнь.

Теперь подробнее о том, что получилось.

Режиссура

Наблюдая за чередой постановок в Саровском драматическом театре, я всё твёрже убеждаюсь в истинности суждения о главенствующей роли режиссёра в театральном производстве. Соглашусь, формулировка – канцелярская, далёкая от возвышенного стиля. Но по сути – верная. Не знаю, какие звёзды должны сойтись на небе, что там должно происходить на театральной кухне, чтобы всё «срослось». Вот только одному режиссёру удаётся собрать все компоненты и перемешать их так, что получается восхитительное – грустное ли, смешное ли, но целостное произведение. А у другого, сколько бы специальных эффектов он ни применял – ничего не получается. Галине Зальцман удалось заразить собой (в хорошем смысле слова) театральную труппу, вдохнуть новую, совершенно новую жизнь в саровских актёров.

Спектакль идёт полтора часа, без антракта. Может быть, ещё и поэтому зритель так стремительно и глубоко погружается в историю об «Очень старом человеке с огромными крыльями». Действие на сцене проходит, как будто, в двух параллельных реальностях. Одна из них – жизнь обычных людей, стремительная, наполненная эмоциями и чувствами, желаниями и их реализацией. Вторая, магическая реальность – закрытая и непонятная, тихая, вздрагивающая и трепетная жизнь старого ангела. Причём, вторая, статичная образовывает вокруг себя воронку из событий, совершаемых персонажами «реальной» жизни. И эта воронка то затягивает героев на самое дно, заставляя совершать глупые и иногда жестокие поступки, то поднимает их на высоты милосердия и благородства. Всё как в жизни, впрочем.

Актёры

Что такое профессионализм в актёрской профессии? Профессиональный актёр, как музыкальный инструмент. В талантливых руках он и сольно восхитительно звучит, и в ансамбле завораживает слаженностью и стройностью звука. Вот такая простая метафора как раз способна охарактеризовать наших актёров. Пришёл новый режиссёр, несомненно талантливый, и по-новому «зазвучали» актёры театра. Совершенно чудесный и удивительный Анатолий Наумов, исполняющий роль старика с крыльями, практически, лишён возможности говорить. Всего лишь несколько фраз на непонятном диалекте. Языком актёра становятся его бесподобная пластика. Мимика и выражение глаз – красноречивее любых слов. Достоверность актёрской игры настолько высока, что даже сомнения не возникает, что крылья старого ангела – часть его плоти. Браво и браво!

Выше всяких похвал игра Александра Бахановича: его отец Гонсаго – лёгкий, сатирически-гротесковый, «возвышающийся» над своей паствой по любому возможному поводу. Очень узнаваемый в наши дни образ.

Отлично справился с поставленной задачей дуэт молодых актёров – Наталия Гришагина и Георгий Бобыль. И если с Наталией всё было ясно с первого её появления на сцене Саровского драматического театра (про таких людей говорят – талант от Бога), то Георгия роль Пелайо раскрыла с неожиданной стороны. Не осталось и следа от фееричного Бобчинского («Ревизор» реж. – Александр Кутасов) и молчаливого угрюмого Якова («Чайка» реж. Антон Милочкин). Пелайо Георгия Бобыля – глубокий и тонкий, сострадающий и сомневающийся. Очень хочется верить, что мы ещё увидим Георгия в больших интересных ролях.

В «Сбитом дождём» нет «проходных» образов, каждый из актёров – изюминка. И вездесущая соседка Светлана Киверская, которая проживает путь от выдумщицы-всезнайки до отчаянно одинокой женщины. И ушибленный звёздами ямаец Кирилл Деришев, пришелец из 21 века, типичный растаман, и забавный лунатик Евгений Цапаев, с виду беззащитный, но скрывающий гигантскую разрушительную силу. И женщина с больным сердцем, Ирина Аввакумова, так и не получившая исцеления от тщедушного престарелого ангела… Целостно и синхронно представляют образ «общества» Юрий Николаев, Екатерина Перфилова, Инесса Швецова и Валентина Юрина.

Костюмы и декорации

«Сбитый дождём» — спектакль, как принято говорить, атмосферный. Музыка, костюмы, декорации – всё работает в унисон. Ничего сложного и вычурного, но то, что есть – достоверное, честное, как будто «отрисованное» в анимационном фильме. Как сделать дождь на сцене с настоящей водой, да так, чтобы никто из актёров не промок? Хотите узнать – сходите на спектакль, это мы вам рассказывать не будем. Но придумка – гениальная. Нет на сцене лишних деталей, всё функционально и обыграно. Сказочно и реалистично одновременно. Так, как это должно быть у Маркеса.

P.S.

Что хочу сказать в завершение? Спасибо всему творческому коллективу за новый восхитительный спектакль, спасибо руководству театра за то, что не останавливаетесь, ищите и находите новых талантливых режиссёров. Саровскому зрителю несказанно везёт – за один театральный сезон увидеть интерпретацию классической «Чайки», погрустить и насладиться мелодрамой «Мимолётом», а затем погрузиться в мир Габриэля Гарсиа Маркеса – всё это дорогого стоит. Пожелаем нашим актёрам за время каникул набраться новой творческой энергии и также радовать саровского зрителя в следующем театральном сезоне!

Анна Шиченкова

г. «Голос Сарова», 2016 г., № 10 (100) от 19 мая