КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Печально, что самостоятельная работа актера Руслана Шегурова — моноспектакль «Раз, два, три! Ничего не произошло!» по мотивам рассказов Даниила Хармса — пока проходит мимо интеллигентного подготовленного зрителя, пресыщенного полупрофессиональными сериалами и дешевыми киношками.

Печально потому, что моноспектакль нуждается в «своем» зрителе и потому, что зритель нуждается в этом моноспектакле.

Печально потому, что сам Хармс — трагическая фигура иронической прозы и поэзии — словно выпадает из поля зрения читателя, слушателя, зрителя. Вряд ли вы увидите постановки по Хармсу в крупных городах или услышите радиоспектакль. В лучшем случае кто-то сможет припомнить детские стихи Даниила Ивановича про Плиха и Плюха или сороку и детей. Поэтому когда выпадает прекрасная возможность поближе познакомиться с творчеством Хармса, нужно эту возможность использовать.

Руслан Шегуров давно уже присматривался к Хармсу. Еще во времена театрального кафе «Вешалка», столь успешного созданного в старом театре и скончавшегося в новом, актер показывал публике небольшие истории. В конце концов, наступил момент для серьезной и полноценной постановки.

Руслан рассказывает зрителям забавные и грустные истории про маленьких, очень маленьких людей. Совершенно, можно сказать, мелких, в жизни которых ничего не случается, ничего не происходит.

Но в этом-то есть своя прелесть. Потому что если ничего не произошло — значит, не случился теракт, не разбился автомобиль, не упал самолет. Ничего не произошло — это хорошо. Хорошо, от которого порой бывает скучно и тягостно. Но когда случается по-настоящему крупное происшествие, то почему-то становится жаль своей скуки и тягости. Лучше бы ничего не произошло.

Именно спектакль позволяет услышать Хармса, почувствовать, как звучит его литературный язык. Когда читаешь книгу — ну, улыбнешься над шуткой или иронией, обозначишь складки на лбу, если почувствуешь грусть или задумаешься. Но в спектакле зрителю не надо обозначать эмоций, можно проявить их в полной мере. Потому что Хармс, воспринимаемый на слух, через образы, созданные Русланом, — Хармс то уморительный до колик в животе, то приземленно-бытовой, то действительно трагичный, говорящий о высоких материях через истории мелких людей.

Конечно, моноспектакль еще, что называется, не обкатан, еще не выстроился внутренний ритм, и акценты не заняли свое, раз и навсегда положенное место. Именно поэтому так нужен зритель — подростки, взрослые, заядлые театралы и просто «захожие». Зритель, который своей живой эмоцией, «обкатает» спектакль, поможет автору окончательно создать его.

Конечно, Руслану мешает отсутствие нормальной сцены и дефицит технических возможностей. Малой сцены нет (и не предвидится), поэтому спектакль играется на крошечном, выгороженном пятачке фойе перед Большим залом. И тут нельзя создать полное затемнение или выстроить мягкий свет. К сожалению, такие, казалось бы, незначительные для зрителя мелочи — помеха для актерского и режиссерского творчества Руслана. Другое дело в Озерске, куда моноспектакль был вывезен на фестиваль. На малой сцене местного театра как раз смогли создать и хороший свет, и кромешную тьму. И рецензии Руслан привез позитивные, крепкие.

Надеюсь, что саровский зритель вспомнит о Хармсе и придет на спектакль Руслана Шегурова, который на данный момент уже стал зрелым, сложившимся актером.

И его моноспектакль — тоже надеюсь — только первый шаг на режиссерском пути. Дорогу осилит идущий.

Е.Трусова

«Новый город №»

10 декабря 2008 г.