КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

В конце марта в драмтеатре премьера – «Последняя женщина сеньора Хуана» по пьесе Леонида Жуховицкого. О чем она? Разумеется, о любви (весной особенно актуально). Последней любви (актуально всегда).

Задумав пьесу о «сеньоре Хуане» (он же – небезызвестный дон Жуан), Жуховицкий пошел на немалый риск. О знаменитом соблазнителе писали Тирсо де Молина («Севильский распутник и каменный гость»), Мольер («Дон Жуан, или Каменный пир»), Байрон («Дон Жуан»), Гофман («Дон Жуан»). Не обошел эту тему вниманием и великий Пушкин («Каменный гость»). А ведь есть еще и замечательные оперы – Моцарта и Даргомыжского. Казалось бы, тема исчерпана. Что еще можно добавить к ней после сонма великих предшественников?

Оказалось, можно. В этом убежден режиссер-постановщик Сергей Семенов:

– Дон Хуан, как он представлен в пьесе, – персонаж спорный, неоднозначный. Одни считают его воплощением женской мечты о мужчине-соблазнителе, другие называют банальным бабником. Мне же давно (с пьесой я познакомился более двадцати лет назад и тогда же планировал поставить ее в Сарове) хотелось разобраться в его сути.

Главное, что я хотел донести в постановке, – то, что человек может реализоваться только через любовь, понимаемую широко: и к детям, и к ближним, и к родине, и, разумеется, к женщине.

Любовь – это созидание. А дон Хуан не созидатель. Практически всю жизнь он был пользователем, значит, разрушителем («После тебя рушится не дом – после тебя рушится мир!» – бросает ему в лицо жена донья Эльвира). И вот итог – постарев, он бежит ото всех. С этого и начинается пьеса.

Ее действие происходит в деревенской гостинице, которая «скромна, но не совсем уж захолустна». Именно в ней дон Хуан пытается скрыться от прежних любовей, окружающих и, главное – от самого себя.

Напрасно: покоя он не находит и здесь. Пьеса чрезвычайно динамична, и это ее достоинство. Немало в ней и живых, остроумных диалогов.

«Хуан. И ты слыхал обо мне?

Хозяин. Слыхал? Ваш портрет висит у меня на самом почетном месте, прямо над сундуком. Простите за дерзость, но перед вами не просто восхищенный поклонник – перед вами последователь и ученик.

Хуан. Ты?

Хозяин. Я, сеньор!.. То есть, конечно, не тот талант, не те масштабы – но примите во внимание условия. Провинция, глушь, предрассудки, клиентура ограничена в силу целого ряда причин. И тем не менее кое-чего удалось добиться. Соседи даже прозвали меня Сеньор Хуан из Сан-Стефано. Разумеется, это недопустимое преувеличение, но некоторые основания все-таки есть. Я не хвастаюсь, а просто информирую: за последние десять лет я соблазнил двадцать девять женщин, а с одной из них даже переспал.

Хуан. Кто же эта счастливица?

Хозяин. Моя жена, сеньор…»

И все же комедийное начало – в пьесе Жуховицкого не главное. Прежде всего это драма.

«Хуан. Да, устал. Сейчас лягу. А утром проснусь. Но вот уже несколько лет я не знаю, зачем мне утром просыпаться. Я устал оттого, что вот уже много лет каждый день ко мне лезут разные люди – и все чего-то хотят! Мою славу, мою любовь, мое время, мое раскаяние, мою жизнь… Целые дни я только и слышу на разные голоса: «Дай, дай, дай, дай, дай!» И хоть бы раз кто-нибудь пришел и сказал: «На».

Откроем секрет: дон Хуан все-таки услышит это слово. Но кто и когда его скажет и как оно изменит великого соблазнителя, а с ним и всех окружающих – все это лучше узнать, придя на спектакль. Премьера – 25, 26 и 31 марта.

В. Тенигин

«Городской курьер» 2017 г., 1 марта