КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Саровский драмтеатр приглашает горожан на веселую премьеру

20 сентября в Саровском драматическом театре открывается новый сезон. Он будет юбилейным: 65 лет назад, в 1949 году, театр впервые открыл двери для саровских зрителей. Впереди нас ждут две премьеры – комедия по пьесе американских драматургов М.Мэйо и М.Эннекен «Откуда берутся дети» (20, 21 и 29 сентября) и детский спектакль-вестерн по новелле О`Генри «Вождь краснокожих» (18-19 октября).

Оговоримся сразу, что изначально открывать юбилейный 65-й сезон саровский театр предполагал пьесой А.Вампилова «Провинциальные анекдоты», но по причинам, от театра не зависящим, в последний момент от этой идеи пришлось отказаться. И репертуар пополнился другой комедией — не столь современной, конечно, но с успехом отвечающей всем канонам классической комедии положений.

В центре сюжетной линии – отношения молодой супружеской четы Гаррисонов, пока бездетной пары, с удовольствием тратящей время на собственные страсти, подозрения и упреки. Ревнивцу-мужу Вильяму только дай повод, чтобы заподозрить в неверности супругу Кэтти, так что той то и дело приходится лгать своему ненаглядному. Иногда, впрочем, совершенно по пустякам. Страсти накаляются, когда Вильям случайно узнает, что Кэтти обедала в ресторане с каким-то мужчиной, и решает уйти из дома. Вот тут-то и разворачивается главная интрига, в которую оказывается втянутыми друзья Гаррисонов супруги Скотт…

Несмотря на щекотливую тему, в пьесе совершенно нет юмора «ниже пояса», и шутки, написанные американцами в начале XX века, остаются милыми, невинными и действительно смешными. Пьеса динамична, ключ, удерживающий зрительское внимание, – постоянно меняющиеся непредсказуемые ситуации, так что, даже читая сценарий, устаешь смеяться.

Единственное «но», которое лично немного расстраивает… Открывать сезон комедией – дело, конечно, благодарное. Если еще повезет угодить публике неглупым юмором и динамичным действом, зритель уйдет благодушным и веселым, ничуть не обремененный новыми мыслями. К сожалению, «угождать» зрителю уже давно вошло в привычку. Скандальное ток-шоу к чаю, слащавый сериал или очередной юмористический капустник – и дорогие телезрители в порядке. Но как же хочется, чтобы «телезрители» все-таки оставались дома, а театральные кресла занимали те, у кого душа не на месте, и мало им пресловутых хлеба и зрелищ.

Впрочем, главный режиссер театра Александр Ряписов мои опасения тоже разделяет.

— Социальный заказ на комедии, конечно, существует. Практика показывает, что зрителю, придя в театр, хочется отдохнуть. У нас с огромным успехом шел и продолжает идти спектакль по пьесе К.Людвига «Примадонны». Но это лишь одна причина, почему в этом году выбрали комедию. Для того, чтобы поставить любой спектакль, должно совпасть очень много обстоятельств. Это возможности сцены, возможности самого художественного руководителя, финансовая составляющая. Наконец, актерский состав, это самое главное. Сейчас как режиссер я нахожусь в сложной ситуации. В этом году, проработав всего сезон, от нас уехала Марианна Асста, с которой я связывал надежду на реализацию комедии А.П.Чехова «Чайка». Конечно, пьеса задумывалась не под нее одну, а под ансамбль актеров, на их взаимоотношениях, на их слаженной игре держится все действо. И «Чайка», на мой взгляд, могла бы случиться, если бы в труппе была такая актриса как Асста. Теперь мы ищем другую пьесу. Скорее всего, это будет произведение А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты», или что-то еще, я подумаю. Но в этом сезоне обязательно поставим классику.

Ну что ж, с нетерпением будем ждать от нашего драмтеатра хорошей классической постановки. А пока вернемся к премьере.

В оригинале пьеса американских драматургов М.Мэйо и М.Эннекен носит название «Моя жена — лгунья». Александр Ряписов решил сменить название не случайно.

— Просто хотелось сместить акценты. К моему великому удовольствию, спектакль у нас получился не столько про ложь и какие-то манипуляции в браке, сколько про взросление героев через традиционные семейные ценности. В центре сюжета остаются отношения двух молодых супружеских пар, но мне хотелось переключиться на что-то более значимое. На детей, их роль в семейной жизни. Тем более, в финале пьесы героини понимают, насколько это важно, и они действительно хотят родить детей.

Упор Александр Ряписов делает на молодых актеров. В этом году труппа театра пополнилась двумя выпускниками театральных вузов, которых сразу погрузили в работу с головой, дав главные роли в премьерном спектакле. Выпускники воронежской академии искусств Дмитрий Исаенко и нижегородского театрального училища Екатерина Борисова сыграют чету Гаррисонов, Вильяма и Кэтти, вокруг которых и закручивается главная интрига. Роли супругов Джимми и Мэджи Скотт исполнят Евгений Цапаев и Вера Долженко, которые также в труппе не так давно.

— Я трижды ставил эту пьесу в разных городах, — продолжает Александр Ряписов. — Самое важное отличие саровского спектакля, на мой взгляд, в том, что впервые в моей постановке главные роли играют молодые актрисы, у которых действительно в жизни нет детей. Поэтому особое удовольствие на репетициях я получаю от того, как две молодые барышни стоят и в недоумении смотрят на «плачущий конверт». Им и играть-то не надо, они действительно не знают, как с ним обращаться.

Вообще, главный режиссер убежден, что в профессиональном понимании такого понятия как «перенос» не существует. Каждый раз приходится работать с разным актерским составом, сценическим пространством, а отсюда появляется и совершенно другое наполнение пьесы.

В 2005 году постановка А.Ряписова «Откуда берутся дети» впервые была поставлена в нижегородском детском театре «Вера» и имела огромный успех. Спектакль получил хорошие отзывы коллег по цеху и самих зрителей.

Художником-постановщиком спектакля стала нижегородская художница Полина Гришина:

— Прелесть этой пьесы в том, что с художественной точки зрения она может быть подана как в том времени, когда ее создали авторы (начало XX века), так и перенесена на современные рельсы. Тема человеческих отношений, любви друг к другу – вечная. И при всей кажущейся простоте постановки, в ней сокрыто очень много возможностей для художественных находок. Единственно, в чем вижу сложность – у вас высокая сцена. Поскольку декорации салонные (действие, по сути, не выходит за рамки одной комнаты), надо это пространство сжать. Огромное удовольствие получила от работы с костюмами. Их я попыталась сделать максимально аутентичными эпохе, когда писалась пьеса. А это было сложно: прошло сто лет, поменялось качество ткани, подход к крою. Чего только стоило найти пуговицы, похожие на старинные, подходящие по фактуре ткани, и т.д.

И еще один секрет: устроители обещают действительно смешную пьесу. А чтобы совсем уж не устать смеяться, приготовили для зрителей сразу два антракта, когда можно будет отдохнуть, посетить буфет, а в фойе театра послушать камерный квартет. Смотреть комедию рекомендуется всем – кто просто хочет от души повеселиться, или задуматься о более серьезных вещах… Например, не пришла ли пора ли обзавестись собственными детьми?

Ольга Рукс

г. «Новый город», 2013 г., № 38