КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Давно ли вы говорили о любви, смотрели фильмы, слушали любовные баллады, смотрели спектакли, где главное действующее лицо – истинная, нерушимая вечная взаимная любовь? Если весна уже поселилась в вашем сердце, а тем более, если на сердце до сих пор зимняя стужа – идите в театр! В наш замечательный Саровский драматический театр, потому что именно здесь 5 марта состоится премьера спектакля, поставленного уже известным саровскому зрителю режиссёром Сергеем Александровичем Кутасовым.

Фамилия Кутасов для саровского зрителя – как знак качества. На его постановки театралы идут с уверенностью, что увидят яркий, динамичный, в то же время глубоко проработанный и выверенный спектакль. Корреспондент «ГС» встретился с Сергеем Александровичем, чтобы поговорить как о предстоящей премьере, так и о многом другом.

Московский режиссёр уверен, что на сцене современного театра должны ставиться пьесы «ныне здравствующего драматурга»:

– В пьесе Андрея Беккера я увидел продолжение традиций бесхитростных, трогательных и простых, но таких близких каждому человеку пьес Арбузова, Володина, Рощина. В них присутствует такой психологизм и подробность существования героев, что это заражает зал. Я люблю такие пьесы, вроде как бытовые, но очень искренние и даже исповедальные. Если в них не играть «нутром», ничего не получится.

Думаю, этот спектакль должен быть чем-то особенным в ряду постановок Сергея Кутасова. По его собственным словам, первое впечатление от пьесы «Мимолётом» у актёров было резко негативное. О чём они откровенно сообщили главному режиссёру при первой встрече.

– Я за это их не осуждал, не ругал, а попытался «прорваться» к актёрам со своими мыслями. Действительно, пьеса на первый взгляд простая, не «закомористая». Но я в ней много чего увидел. И самое интересное, когда мы поговорили с труппой, разобрались, прочувствовали материал, репетиции покатились так, будто мы уже 100 лет репетируем. Если честно, меня это даже настораживает, потому что в моей многолетней практике такого ещё не было. Всё идёт по накату. Очень надеюсь и даже почти убеждён, что в зрительских сердцах наш спектакль найдёт отклик.

По секрету (нам, журналистам, можно доверять) Сергей Александрович рассказал, что изначально планировал задействовать в постановке молодых, даже юных артистов театра. Но, как показала история, молодёжь склонна искать счастье в больших городах…

– Скажу откровенно, я никогда не хотел работать в Москве, – признаётся Сергей Кутасов. – Хотя москвич по рождению. Всегда знал, что я – хороший крепкий провинциальный актёр. Меня брали в два столичных театра, но я уехал в глубинку, о чём ни разу не пожалел. Я хотел играть. А где – в Таганроге, Саратове, Челябинске или Нижнем Новгороде – не имело значения. Больше скажу, всё, что я умею на сегодняшний день по актёрскому ремеслу, педагогическому мастерству, мне дали именно те театры, не московские. Для того чтобы быть профессиональным актёром, надо быть хорошим ремесленником. А ремеслом можно овладеть только там, где играешь. Конечно, есть и другой вариант – служить в московском театре и 15 лет выносить алебарду или ведро с водой… Чаще всего так и случается.

Это, конечно, всего лишь один из факторов, повлиявший на распределение ролей. На сцене зрители увидят своих любимых артистов: блиставшая недавно в роли Аркадиной Ирина Аввакумова на этот раз исполнит роль Александры Марьяновой, одной из вершин любовного треугольника. Две других составляющих любовной геометрии – Максим Солнцев в роли «мимолётного гостя» Александра Лапонина и Руслан Шегуров в роли «злого гения» Дениса Ваткина. Вера Долженко и Юлия Петрушина играют ещё одну участницу сценического действия – соседку Оксану.

Какая череда событий закружит героев в этой весенней мелодраме (действие происходит в праздник «весны и труда»), мы раскрывать не будем. Сохраним интригу до премьеры, которая, кстати, состоится 5 марта (бегом за билетами!).

Сергею Кутасову «ГС» задал ещё один вопрос, который так бурно обсуждался в последнее время в Сарове.

– Сергей Александрович, как Вы полагаете, должен ли театр зарабатывать? Имеет ли право на существование такой институт культуры, который не приносит доход в городской бюджет?

– Для меня этот вопрос абсолютно ясен и прозрачен. Поверьте моему многолетнему опыту, в том числе и международному: никогда, ни в одной стране мира театр не зарабатывал деньги. Даже самые известные, в том числе и «Метрополитен опера», существуют либо на спонсорские, либо на государственные деньги. Говорю об этом с полной ответственностью, потому что знаю. Даже бродвейские театры, которых я повидал в немалом количестве, могут лишь «отбить» деньги и то, если проект будет удачным. Лондонские, парижские, брюссельские и любые другие театры – абсолютно все существуют «на бюджет». Я много работаю в антрепризе. Зарабатывают ли ТАМ деньги? Да, но очень небольшие. Почему? Потому что даже самые качественные антрепризные спектакли – это «две табуретки». В такой театр идут не на глубокий, качественный, интересно декорированный спектакль, а на известные лица. Что касается государственных театров – перед ними ставится совершенно другая задача. Мы не производим товары народного потребления, мы решаем другую глобальную задачу. Театр работает с душой человека, с его внутренней культурой. Если человек будет культурно воспитан, то и на производстве он будет культурно и хорошо работать. Культура отдаёт свою прибыль через людей. Понимающие люди, мыслящие широко, в государственных масштабах, просто не могут даже поднимать вопрос об убыточности театра. В театр нужно вкладывать, чтобы декорации были хорошие, чтобы костюмы шились качественные и дорогие, а актёры получали достойные зарплаты. Всё вместе это – показатель культуры нашего общества, практический интерес государства.

При всём при том, замечает московский режиссёр, не смотря на то, что театр занимается «деликатными проблемами интеллекта общества», это не исключает возможности использовать здание театра, как прокатную площадку. Но материал, допущенный в храм искусства, должен отличаться высоким качеством:

– Главное, чтобы на сцене не было «синих карликов». Сегодня, к сожалению, особенно в столичных театрах, господствует безграмотный эпатажный театр. Его главная задача – удивить, шокировать, устроить фейерверк на сцене. И поэтому я с особой радостью всегда приезжаю в Саров, в этот заповедный уголок, где ещё сохранилось истинное понимание театра, настоящего, верного русским традициям. Здесь нет дурновкусия, и я уже много раз говорил, что в Сарове, хоть и напряжённо работаю, я отдыхаю. Выхожу в парк им. Зернова, гуляю, наслаждаюсь тишиной, свежим воздухом и белым снегом.

Пожелаем Сергею Александровичу и артистам удачи. Будем с нетерпением ждать премьеры и обязательно поделимся впечатлениями с нашими читателями.

Анна Шиченкова

г. «Голос Сарова», 2016 г., № 4 от 25 февраля