КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

В Саровском драматическом театре премьера. Заметили, сколько раз мы начинали публикации именно с этой фразы? Наверное, это хороший знак. 2 ноября зрителям была представлена дебютная режиссёрская работа актёра театра Евгения Цапаева «Катарсис, или Крах всего святого» по пьесе Дмитрия Пригова.

Спектакль необычный, играется на репетиционной сцене для 20 зрителей. На таких камерных постановках особо остро ощущаешь свою сопричастность к театральному действу. Отсутствие привычного расстояния между актёрами и зрительным залом стирает границы условности, вовлекая наблюдателей в круговорот сценических событий. Для прессы был устроен предпремьерный показ, на котором мы и побывали.

– Для меня самый глупый вопрос: «Что зритель должен вынести от просмотра спектакля?» Выносите по стулу, пожалуйста. Мы купим ещё, – заявил на пресс-конференции начинающий режиссёр Евгений Цапаев.

Что ж, в каждой шутке есть доля шутки. Действительно, пьеса Дмитрия Пригова настолько многослойна, что каждый может найти в ней что-то своё. О чём писал автор драматического произведения, русский поэт, художник, скульптор, один из основоположников русского концептуализма? И что нам показали актёры?

Может быть, они приоткрыли дверь секретной «театральной кухни»? Или мы увидели эгоистичное желание расстаться с жизнью, но сделать это чужими руками, не сгубив душу грехом самоубийства? А может, этот спектакль должен заставить нас задуматься о любви к ближним? Или о бунте униженного человека, или о первостепенности искусства в жизни артиста, об одержимости профессией?

После просмотра спектакля вопросов остаётся больше, чем ответов. Похоже, сами создатели постановки не до конца осознают, что ж у них такое получилось. Евгений Цапаев напускает туману:

– Идею, которую мы хотели донести, – я актёрам рассказал. Всё что вы увидели, это всё, что вы увидели. Можно оправдываться бесконечно – мы не придём к определённому консенсусу, не найдём взаимопонимания. У нас есть рабочие моменты, своя кухня какая-то, во время которой мы говорим совершенно о других вещах, и они из зрительного зала не видны.

Что было видно из зрительного зала лично мне? Ведь я могу отвечать только за свои эмоции и мысли. Первое – это искренность и полная отдача молодых актёров. Больше всего подкупили смелость и уверенность ребят, а также отсутствие желания понравится зрителю. Нет пошлости, скатывания к фиглярству и скоморошеству, которые, впрочем, также имеют право на существование, но в другом месте и в другое время. И Егор Лябакин, и Наталья Гришагина отлично справились со сложной для любого актёра ситуацией, когда зритель находится буквально на расстоянии вытянутой руки.

Есть, конечно, и вопросы. Например, первый монолог главного героя, на мой взгляд, неоправданно затянут и многословен. Приходится его буквально перетерпеть, ожидая, что вот-вот начнётся что-то интересное. Принципиально не используется музыкальное оформление. Возможно, это оправдано, потому что добавляет достоверности. А было интересно посмотреть и другой, «омузыкаленный» вариант постановки. Прелесть данной работы в том, что она явно ещё не закончена и будет развиваться.

Пьесу Евгений Цапаев для дебюта выбрал интересную. Прежде всего, тем, что пока она ещё очень новая даже для театрального сообщества. Пока ещё нет десятка отснятых и выложенных в сеть постановок знаменитых театров страны и зарубежья, с чем бы можно было сравнить работу Цапаева и Ко. Тем любопытнее наблюдать за театральной молодёжью Саровского драматического.

Анна Шиченкова

г. «Голос Сарова», 2014 г., № 22(61)