КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕМЬЕРОЙ В МИНУВШУЮ ПЯТНИЦУ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕЕ ЗАВЕРШИЛСЯ ДИПТИХ, ПОСТАВЛЕННЫЙ РЕЖИССЁРОМ САРОВСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ А.РЯПИСОВЫМ. НА ЭТОТ РАЗ ЗРИТЕЛИ УВИДЕЛИ ЕГО ВТОРУЮ ЧАСТЬ ПО ПЬЕСЕ НЕМЕЦКОГО ДРАМАТУРГА Г.МЮЛЛЕРА «ТИХАЯ НОЧЬ».


Напомним, что 22 февраля здесь же состоялась премьера одноактного спектакля по пьесе итальянского драматурга Фурио Бордона «Последние луны», в котором главную роль замечательно сыграл заслуженный артист РФ В.Соколов-Беллонин. Оба эти спектакля, хотя и идут в разные дни, не случайно объединены режиссером: перекликаются их сюжеты, проблематика. В «Последних лунах» глава семейства, старик, давно переживший свою супругу, добровольно решает отправиться в дом престарелых, потому что считает, что мешает сыну. В огромном доме со множеством комнат он находит себя одиноким и ненужным, практически полностью вычеркнутым из жизни молодой семьи.

В «Тихой ночи» также показан конфликт поколений. Действие разворачивается в доме престарелых, куда сын (Р.Шегуров), молодой и удачливый бизнесмен, накануне Рождества обычно приезжает забрать мать, чтобы провести праздник вместе. Но не на этот раз. Сюрприз, который ожидает престарелую главную героиню (Л.Романова), – вовсе не опостылевший пластмассовый ангел, который он дарит ей каждый год, и даже не старенький телевизор, чтобы скрасить одинокие вечера. Сюрприз куда более циничен и изящно завернут в оболочку фальшивой сыновней заботы. Он вовсе не собирается ее забирать, а лишь просит подписать документы на продажу небольшого клочка земли и старой скотобойни. Ее последнего пристанища в этом мире, места, с которым связаны все воспоминания.

Сюжет достаточно монотонный. В отличие от «Последних лун» здесь нет пространных философских размышлений о смерти, необратимости жизни, страхе одиночества. Мне показалось, что в этом пьеса и проигрывает. Весь диалог героев крутится вокруг банальных бытовых тем, которые, если честно, в переводе на нашу российскую действительность кажутся довольно нелепыми. Разговоры о развивающемся мясном бизнесе сына главной героини, о забавных привычках управляющего дома призрения, о запрете смотреть телевизор после девяти… Наших стариков из домов престарелых не возят на рождественские экскурсии в соборы, сомнительно, что по утрам они ходят пить кофе с булочкой в кафе за углом. Как призналась после спектакля исполнительница женской роли в этом спектакле заслуженная артистка РФ Людмила Афанасьевна Романова, если бы на сцену вынести проблемы НАШИ Х пенсионеров, смотреть было бы страшно.

Впрочем, не стоит забывать, что пьеса была написана три десятилетия назад и в целом совершенно не потеряла актуальности. Мир мало в чем изменился. Разве что стал еще жестче.

Главная героиня Л.Романовой – особа деревенская, всю жизнь проработавшая с мужем на скотобойне. К старости она начинает терять память, общаться с ней сложно. Однако именно талантом и душевностью актрисы в персонаже нет ничего приземленного, он наделяется ни с чем не сравнимой интеллигентностью. Пред нами не просто жена мясника, а женщина с чувством собственного достоинства, стиля. Она не выйдет из дома, не погладив блузки, никогда не позволит себе красоваться в чужой шубке, только чтобы на нее обратили внимание. Наконец, она невероятно беспомощна, трогательна и очень любит своих пятерых детей, ни один из которых не балует ее вниманием.

На фоне отсутствия действия как такового мы видим движение души главной героини. Спектакль, также как и «Луны…», невероятно сложен в плане уровня эмоциональных затрат, пробуждения эмпатии зрительного зала. Найти такой материал для актера в преклонных годах – большая заслуга режиссера.

– Сейчас это сделать сложно, – призналась Людмила Афанасьевна. – А ведь так хочется поговорить со зрителем! Поэтому материал постоянно ищем. Играть эту роль я согласилась сразу же, как мне ее предложил Александр Петрович. Это серьезная сложная работа, и мне она близка. Процесс работы над ролью был невероятно интересным. Александр Петрович подбрасывал много новых идей, это очень нам помогало. К сожалению, сейчас современная сцена не грешит социальной проблематикой. А зря. Таких спектаклей должно быть больше. Хотелось бы увидеть подобный материал, перенесенный на рельсы российской действительности, нашего драматурга. А еще хотелось бы увидеть в зале побольше молодых лиц. Хотя понятно, что данная постановка будет близка другой аудитории – людям средних лет, тем, у кого на руках престарелые родители.

В общем, вердикт остается тот же: смотреть всем, смотреть обязательно обе постановки. Переживать, думать и не бояться уйти из зала с невеселыми мыслями.

Ольга Рукс

г. «Новый город №», 2013 г, № 10