КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

В Саровском драмтеатре премьера: 27 и 28 марта зрители увидели спектакль «Усвятские шлемоносцы», поставленный режиссером Александром Кладько по одноименной повести Евгения Носова.

Мир и война… Именно такой переход совершают жители деревни Усвяты, а вместе с ними и мы, зрители. Для усвятцев переход, длящийся в повести несколько недель, мучителен. Непрост он и для зрителей, и дело не в тех почти четырех часах, что продолжается спектакль. Злободневна тема. К сожалению, за последний год война перестала быть абстрактным понятием, вспомним Украину (хотя можно ли ее забыть).

Александр Кладько (к слову, родился в Одессе):

– История в очередной раз наступает на «грабли», оттого литературный материал становится вдвойне актуальным. Нужно напомнить всем нам, что это такое – война. Напомнить, чтобы она не повторилась.

Актуальность, впрочем, не единственная причина, почему из огромной литературы о Великой Отечественной постановщик выбрал именно «Шлемоносцев». Главная в том, что это прекрасная литература, в которой соединились фронтовой опыт автора и замечательный, уровня Лескова, Островского, Тургенева и Платонова, образный язык.

Язык действительно завораживает. Адаптируя повесть для сцены, постановщик поступил бережно и мудро: актеры произносят не только свои реплики, но и авторский (не побоимся этого слова, драгоценный) текст: «Касьян со счастливым прищуром озирал и остальной белый свет: сызмальства утешную речку Остомлю, помеченную на всем своем несмелом, увертливом бегу прибрежными лозняками, столешную гладь лугов на той стороне, свою деревеньку Усвяты на дальнем взгорье…»

Режиссер позволил себе лишь одно – дал фамилию главному герою.

– Сам Носов не хотел выделять его, ведь главный герой для него – весь народ, – поясняет он. – Но мы пошли на вольность и дали Касьяну фамилию автора. Так нам хотелось поклониться и самому Евгению Ивановичу.

Сюжет прост и одновременно неисчерпаем: в Усвяты (как и во всю Россию) приходит война, постепенно забирая почти всех ее мужчин. И вот здесь начинается сложнейшая драматургия (на это, кстати, указывает и жанр спектакля: «Литературная симфония с обобщениями и философскими раздумьями»). Усвятцы, из сцены в сцену, переходя от надежды («война ненадолго и с малой кровью») до почти отчаянья («надолго!»), втягиваются в новую реальность – военную, оставляя вне ее все, что им дорого и любимо.

Вместе с ними втягиваются и зрители. Спектакль держит в неослабеваемом напряжении. Этому способствуют его музыкальность со множеством ярких «хоровых» сцен и, конечно, убедительная игра актеров. Особо отметим Юрия Николаева (Касьян), а также заслуженных артистов РФ Людмилу Романову (мать Касьяна) и Владимира Соколова-Беллонина (дед Селиван). Впрочем, это тот счастливый случай, когда отметить нужно абсолютно всех.

– Люблю Саров и саровскую труппу,– признается постановщик.<– Это мой четвертый спектакль. Хорошо работалось и на «Дяде Ване», и на «Старых домах», и на Мольере. Надеюсь, что все получилось и сейчас.

А кончается спектакль сценой-«вопросом»: усвятцы идут на войну. Вернутся ли они?

– Думаю, этого не знал и сам Евгений Иванович. Ему было ясно другое. Он писал: «Самой своей повестью я хочу сказать: посмотрите, какой мирный наш народ! Он никому не может угрожать. Конечно, если его побеспокоят, он постоит за себя».

В 41-м усвятцы, а вместе с ними и миллионы русских мужиков ушли воевать. Семьдесят лет назад те из них, кто выжил, вернулись домой. Юбилею Великой Победы и посвящен спектакль.

В. Тенигин

г. «Городской курьер», 2015 г., № 13