КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

У премьерного спектакля Саровского драматического театра «Усвятские шлемоносцы» уже довольно обширная пресса. Коллеги-журналисты рассказали своим читателям и зрителям о великолепной игре актёров, о чудесном языке, которым написана повесть, о прелестных режиссёрских находках… Но и не только об этом.

Мартовская премьера – как раз тот случай, когда не стыдно повториться и вслед за изданиями, вышедшими раньше, похвалить работу Саровского драматического. Ловлю себя на мысли, может, я становлюсь менее объективной, привыкая к труппе, ближе узнавая её актёров? Может, я утрачиваю способность беспристрастно оценивать увиденное? А потом понимаю, что сомнения напрасны. Потому что не могут личное знакомство и хорошее отношение заставить меня заплакать. И не только меня. Точно знаю, что на премьере «Усвятских шлемоносцев» першило в горле и было горько в глазах и у волнительных эмоциональных дам, и у взрослых солидных мужчин. Да и кто, какой русский человек может остаться равнодушным к этому пронзительному произведению театрального искусства, в основу которого положена гениальная повесть великого писателя. Можно об этих вещах писать так высокопарно. Они заслуживают этого.

Настоящий театральный подвиг в честь великого подвига наших предков совершают актёры театра, не играя – проживая свои роли. И это вполне объяснимо, ведь они рассказывают историю, практически, каждой семьи, жившей тогда в большой стране. Это было, по историческим меркам, вот-вот, совсем недавно. Ещё живы ветераны, защищавшие наш мир, наши жизни, нашу страну, каждую былиночку в широком поле в своей деревне, каждый кирпичик в больших и малых городах.

Осознавая масштаб и важность постановки, чувствуя всем сердцем актёрское и режиссёрское послание о жизненной необходимости сохранения исторической памяти, я не понимаю людей, которые массово(!) покидали зал после первого и второго акта спектакля.

Уходила не молодёжь – взрослые люди, сетуя: «Ещё целый час сидеть?» «Ох, как долго!» «Нас не предупредили, что три акта!» «Можно было бы и сократить». Долго?! Сократить?! Великая Отечественная война длилась долгих четыре года… Мучительных, страшных четыре года люди погибали, не спали, не ели, не мылись – шли к Великой Победе. Они бы тоже, наверное, хотели сократить. Вот только не было возможности, надо было выстоять, вытерпеть. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Вот бы сократить!.. Нельзя, дорогие обленившиеся, зачерствевшие, сытые и спокойные граждане, сетующие на длительность и серьёзность спектакля. Нельзя сокращать память! Иначе по нашим с вами улицам пройдут в победном марше бритоголовые молодцы с фашистской символикой и промытыми неонационалистическими мозгами, бесчувственные, решительные и беспощадные.

В целом, спектакль – очень интересный, динамичный, яркий. «Усвятские шлемоносцы» – одна из тех постановок, где раскрываются широкие профессиональные возможности наших актёров, и ими можно насладиться не спеша, радуясь многогранным талантам саровской труппы. Актёры прекрасно поют и соло, и хором.

Вообще, спектакль уникален своей мелодикой. Язык повести Евгения Носова отсылает нас к исконному, русскому, давно забытым корням. Что-то фольклорно-былинное слышится в речи героев постановки. Потому и весь спектакль имеет свой ритм, подобный песням перехожих калик из глубокой древности.

Порадовал актёрский дуэт Николаев – Есина. Молодым артистам удалось органично «выписать» свою линию в общем актёрском ансамбле. Как всегда, восхитили мастера сцены – трогательная, то комичная, то до слёз пронзительная – заслуженная Заслуженная артистка РФ Людмила Романова, исполнивший аж три роли – заслуженный артист РФ Анатолий Наумов и, конечно, заслуженный артист РФ Владимир Соколов-Беллонин в роли деда Селивана, благословившего усвятских мужиков на ратное дело.

В оформлении спектакль предельно прост – минимум декораций. Как и положено, деревенские бабы и мужики одеты бесхитростно, но в этих незатейливых одеждах раскрывается их чистая, настоящая красота.

Лично для меня одним сомнительным моментом стало использование проектора, что вызывало ощущение дисгармонии, лишая аутентичности происходящего на сцене. На мой (исключительно непрофессиональный) взгляд, традиционный рисованный задник был бы гораздо уместнее. С другой стороны, эффекта летящих с ужасным гулом бомбардировщиков вряд ли можно было добиться статичным рисунком… Тут вопрос, конечно, спорный. Оставим его на откуп профессионалам.

В допремьерных интервью актёры не раз говорили о вдохновенной интересной работе над этим спектаклем. Результат – налицо. Не знаю, долго ли живут такие сложные спектакли? Успейте посмотреть «Усвятские шлемоносцы» в этом сезоне. А собираясь на спектакль, настройтесь на три акта. Они пролетят для вас незаметно, поверьте.

Анна Шиченкова

г. «Голос Сарова», 2015 г., № 7