КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

К 70-летию Великой Победы Саровский драмтеатр выпустил спектакль «Усвятские шлемоносцы» по повести Евгения Носова, режиссер — Александр Кладько (Санкт-Петербург).

В названии каждое слово исконно русское, но, в целом, смысл непонятен. На самом же деле сюжет предельно прост. Жители деревни Усвяты узнают о начале Великой Отечественной войны, вскоре мужики получают повестки и уходят на фронт. Вот и все.

Сначала мужики надеются, что им не придется воевать, управятся и без них, ведь война случилась так не вовремя — летом дел невпроворот. Но, приняв неизбежность этого, достойно берут свой крест, спокойно и без злобы, и идут побеждать германца, как на тяжелую крестьянскую работу. Потому что больше ее делать некому

Перед нашими глазами разворачивается эпическое полотно — жизнь русской деревни, которую мы уже не знаем. Где эта деревня, которая хранит чистые подземные родники, питающие нашу культуру? Плакать хочется оттого, что ее нет… Она отдала своих сынов на защиту Родины, все свои соки — на социальные эксперименты и реформы.

Смотришь спектакль и понимаешь, что мы рядом с жителями деревни Усвяты — карлики и пигмеи, настолько мы выродились и измельчали душой. Эти люди — простецы из простецов, не все из которых умеют расписаться — показывают нам, как нужно любить свою землю, строить отношения в семье, воспитывать детей, относиться к старикам. Показывают общинный дух коллективизма, когда «на миру и смерть красна», и то, что православная вера, и в советское время подспудно была жива. Это — энциклопедия русской жизни во всей ее полноте.

Актеры потрясающе поют русские песни. Приподнятая сцена и проекции пейзажей позади нее зрительно раздвигают сценическое пространство, создавая образ русского раздолья… Настолько сильная вещь, что не хочется выделять никого из актеров или указывать на какие-то мелкие шероховатости. Скажу о другом.

Для многих зрителей было неожиданным то, что спектакль идет 4 часа с двумя антрактами. Это не было указано даже в программке. Происходящее на сцене также выбивалось из привычных представлений. Чтобы оценить это, надо было затратить душевные силы. По крайней мере, представить, какой колоссальный труд вложен в спектакль, и уважительно отнестись к работе актеров на сцене. На это оказались способны не все. Зритель кардинальным образом разделился. Часть людей ушла после первого или второго антракта, а оставшиеся до конца — аплодировали стоя, и актеры несколько раз выходили на поклон. Эта ситуация обнажила проблему — у театра нет какой-то постоянной, выверенной линии, нет «своего» зрителя.

Кто ушел со спектакля? Зрители-потребители, которые привыкли, что в театре их развлекают. И в этот раз они рассчитывали на то, что их «культурно обслужат». Но, оказалось, что надо поработать сердцем. А сердце (вот незадача!) уже переродилось в соединительную ткань равнодушия и эгоизма.

Оказывается, зрителя надо не только развлекать, но и воспитывать, показывая ему красивые человеческие отношения и высокие жизненные идеалы. А с этим — проблема. Саровский драмтеатр непредсказуем.

Помню, как я первый раз вместе с сыном-подростком ушла со спектакля по роману А. Дюма «Три мушкетера» после того, как актрисы в роли монахинь заканканировали под одобрительный гогот солдат-срочников, сидевших в первых рядах. Мне было стыдно перед своим ребенком. После нескольких таких «проколов» я четко усвоила: прежде, чем вести детей на спектакль, нужно посмотреть его самому. Где взять столько времени? Риторический вопрос…

Спектакль «Усвятские шлемоносцы» показал, какие замечательные актеры работают в драмтеатре, и какие сильные произведения им по зубам. Пусть же они берут новые высоты и не смущаются, если с такого спектакля уходит неподготовленный зритель. Качество в культуре важнее, чем количество. Тем более, что сейчас мы задыхаемся в атмосфере похабщины, как нехватку кислорода ощущаем дефицит добра…

Запишу в ежедневнике: посмотреть спектакль еще раз.

М. Курякина

г. «Православный Саров» № 5 (89) от 1 апреля 2015 г.