КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

«О войне написано много, и мне бы хотелось углубить эту тему, исследовать солдатскую психологию» — так ответил Евгений Носов на вопрос анкеты «литературной России» «Кто над чем работает? в апреле 1974 года.

В 1977 году в «Нашем современнике» вышла повесть «Усвятские шлемоносцы». Небогатая сюжетными линиями и без замысловатых поворотов, она пришлась по душе читателю. А ведь охватывает она буквально неделю другую неспешной жизни села Усвяты, от того дня, когда пришла сюда страшная весть о войне и до того, когда из села уходят новобранцы…

27 марта в саровском театре драмы состоялась премьера спектакля «Усвятские шлемоносцы» в постановке питерского режиссера Александра Кладько, хорошо знакомого нашему зрителю по чудесным постановкам «Дядя Ваня», «Старые дома», «Плутни Скапена». Художник-постановщик – засл. работник культуры РФ Владимир Ширин.

Почти четыре часа длится спектакль, этакий «театр у микрофона», ведь зрителю представлена не инсценировка, а именно проза Носова, с ее вкусным объемным языком, неспешным повествованием о том, как в сознании простых людей прорастает зловещий смысл слова «война». После окончания спектакля возникает ощущение, словно ты вернулся домой из другой реальности, и на близких тебе людей – родителей, детей, супруга – смотришь иным взглядом, осознавая, какое это счастье – жить в мирные времена в кругу родных.

Александр Кладько, в каком бы жанре ни работал, бережно относится к авторскому замыслу, обогащая его, дополняя собственным видением. И перед саровскими зрителями в «Усвятских шлемоносцах» возникает филигранно выписанная панорама сельской жизни. В прозу Носова вплетены народные песни, частушки, танцы: от залихватского перепляса до щемящих душу женских страданий («Калина да малина»). И музыка в постановке рождается даже из незатейливых звуков полоскания белья да перестука деревянных вальков. Все эти номера, органично вплетены в канву повествования, — результат напряженной и творческой работы постановочной группы (хореографа О. Илларионовой, муз. руководителя Е. Тюхтиной, концертмейстера И. Васильевой)

В центре повествования – семья Касьяна (арт. Ю. Николаев). Они с женой Натахой (арт. О Есина / Ю. Петрушина) ждут третьего ребенка. До его рождения – рукой подать. Но не дождаться отцу счастливого дня – война, призыв…

Перед глазами зрителей проходят образы усвятцев – деда Селивана (засл. арт. РФ Л. Романова), кузнеца Афони (арт. С. Закаржецкий), гармониста Лобова (арт. А. Рудченко) и его жены (арт. И. Аввакумова), бригадира Лехи Махотина (арт. Р. Шегуров), вечно пьяного Кузьмы (арт. Г. Бобыль) и его голосистой жены Степанидки (арт. С. Киверская) и многих других. Каждый из них по своему свыкается со страшным словом «война». И хотя сама война еще не добралась до Усвят, но ее скорбным и давящим духом пронизана всякая минута.

Проникновенное повествование не оставляет равнодушным. Некоторые не скрывали слез. Спектакль посвящен 70-летию Великой Победы. На фоне торжеств эта постановка – как минута молчания в память о тех, кто не дожил до победы…

Е. Трусова

г. «Новый город», 2015 г., № 14