КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

64-й театральный сезон открылся комедией по У. Шекспиру «Укрощение строптивой». Беспроигрышный вариант покорения зрительских сердец.

Публике нельзя давать расслабляться. Как только начнешь предлагать ей одну лишь развлекаловку с переодеваниями из серии «Примадонн», кресла в зрительном зале тут же займут, и надолго, «дорогие телезрители», не читающие классики. И вообще не читающие. Иначе выражаясь, любители драматургии-лайт. Современное ТВ перекормило подобным зрелищем. Это все равно, что людей потчевать только пирожными, не давая серьезной пищи. Впрочем, с постулатом «театр должен быть разным» никак не поспоришь. Когда в городе один театр, он должен быть слугой всех господ. Ну а серьезного зрителя все же стоит беречь. И в этом плане, по-моему, на верном пути – главный режиссер Александр Ряписов.

– Почему Шекспир, да еще «Укрощение строптивой»?

– Я хотел познакомиться со всей труппой, искал материал, который позволит мне решить сразу несколько задач. Остановился на «Укрощении строптивой». Пьеса злободневна уже хотя бы потому, что там есть любовь. В то время, когда пьеса писалась, было ненормально, что женщина перечит мужчине. Это как взрыв бомбы. Мы сегодня живем в другое время. Предприятиями, регионами руководят женщины. Женщины заседают в Государственной Думе. Для нас уже является нормой, что женщина проявляет свою волю, самореализовывается. Но тоска по прежним временам живет в каждом мужском сердце. 8 июня на встрече с труппой я читал эту пьесу, где 14 мужских ролей и только три женские. И когда прозвучал заключительный монолог Катарины, я услышал радостный вздох мужчин: «Какая женщина!».

– Это, наверное, когда она уже усмирила гордыню: «Как подданный обязан государю, Так женщина — супругу своему… Теперь я вижу, что не копьем — соломинкой мы бьемся. И только слабостью своей сильны. Чужую роль играть мы не должны».

– Да! Я думаю, спектакль мужчинам придется по душе. Ну а барышни отреагируют на сюжет с улыбкой.

– К вопросу об эмансипации. По вашему мнению, наступает феминизация общества?

– К сожалению, мужчин наше государство поставило в такое положение, что, ну, не могут они всегда и во всем соответствовать высоким требованиям женщин. Если ты после 10-12-часового рабочего дня (за свою жизнь так и не заработав на автомобиль) едешь в маршрутном такси и у тебя нет ни сил, ни желания уступить место женщине, это, конечно, отвратительно. Но ведь объяснимо? Практически все мои одноклассники и первокурсники имеют по второй, по третьей семье. Я пока держусь. У меня двое детей. Ведь вы, женщины, любите помнить все даты. Например, день первого поцелуя или первого свидания. И обижаетесь, когда нам это не кажется важным. Не оправдываюсь и не оправдываю никого. Но я лично работаю с утра до ночи, чтобы лишь в выходные в Нижнем увидеть свою семью (по-прежнему работаю вахтовым методом).

Сознаю, что женщины не могут оставаться женщинами, если рядом нет мужчин. Природа так устроила. Без мужчин трудно сохранять привлекательность. Видимо, ответственность за то, какие рядом женщины, все равно лежит на плечах мужчины. От этого никуда не денешься.

– Кто в спектакле играет влюбленные пары?

– Катарину – Ира Аввакумова, а Петруччо – Максим Солнцев. Бьянки две: Ольга Есина и Вера Долженко. А Люченцио – Руслан Шегуров.

– А есть ли у вас режиссерское кредо, если вообще так можно сказать?

– Мировоззрение художника – суть его творчества. То есть мы выражаем только свое представление о мире. В этом и есть вся сложность работы. Надо уметь убедить в своей правоте живого человека. Что трудно. Этому нигде не учат. Во время интервью телевизионщики мне заявили:

«А мы привыкли, что героев играют Ирина Аввакумова и Руслан Шегуров». Что ж, это хорошо, что есть любимые актеры. И для меня Руслан – прекрасный актер, но он – не Петруччо. Ну вот такое у меня мировоззрение.

– В прошлом году вы, начиная работу в нашем театре, говорили о попытке наладить общение со зрителем…

– В гостевой книге по 5-10 зрительских откликов после каждой из премьер всегда имеется. И, конечно, мы общаемся через СМИ. Если же говорить об обсуждении зрителями спектаклей, у меня в Нижнем Новгороде был такой опыт общения. Мы открыли сезон и сразу встретились со зрителями по поводу прошлогодней премьеры «Карпуша_forever». Причем эта встреча была организована по инициативе самих зрителей. (На эту тему 14 октября провели круглый стол.) Сейчас на сайте нашего театра работает форум. Так что добро пожаловать с вопросами. Но через Интернет мы можем общаться только с теми, кто им пользуется и при этом ходит в театр. Очень хорош сайт «Нижегородская театральная жизнь», и там есть «веточка» саровского театра. Здесь я тоже активно общаюсь, провоцирую людей на диалоги.

– Немного о других премьерах. Что за спектакль «Оркестр «Титаник»?

– Это постановка по пьесе абсурда болгарского драматурга Христо Бойчева, зрители увидят ее уже в ноябре. О чем она? Об искусстве и жизни, как об иллюзии. И наши актеры уже частично овладели самим искусством иллюзии. В руках иллюзиониста исчезают предметы. Тут и элементы гипноза присутствуют. Я думаю, что даже старшим школьникам, молодежи спектакль будет интересен. После Нового года выйдут еще две работы, «Последние луны» и «Тихая ночь». Прошлый сезон завершался юбилеем В. Соколова-Беллонина. Я с радостью с ним работал и в «Укрощении строптивой» тоже. У него там большая роль, он играет Гремио. Я предложил паре Романовой и Соколову-Беллонину поработать над темой пожилого человека. Пьесы острые. Люди часто не хотят думать и говорить о чем-то больном. Ну почему, например, трудно звонить 70-летней маме. Потому что сыну (я опять о себе лично говорю) некогда подробно рассказывать о себе. А мама обижается, сразу начинает плакать. И объяснить-то ей ничего невозможно. Нас разделяет полторы тысячи километров. Но это наша жизнь. Пожилые родители и взрослые дети – тема нужная. Это будет спектакль – диптих. По сути, он един, но играется в два вечера на малой сцене. Но смотреть можно в любой очередности, сюжеты объединены только одним местом действия – домом престарелых. Можно было бы, конечно, все это объединить и одним вечером, но я переживаю по поводу дозы информации.

В новом сезоне зрителей ждет и еще одна премьера – спектакль «Кадриль» по пьесе Владимира Гуркина (автора знаменитой пьесы «Любовь и голуби») в постановке режиссера Сергея Кутасова. Это комедия, веселая и озорная – так, во всяком случае, обычно ставят «Кадриль» в других театрах. Но Сергей Кутасов внес в свой спектакль изюминку, и просто забавная история стала острой и злободневной, не растеряв при этом своего юмора и доброты.

Б.Аполлонова


Зрительские отклики:

Иван и Ольга: – Мы в браке всего два года. И эта тема для нас не актуальна. Во всяком случае, пока. Если ж начнем качать права, то напомним друг другу про Петруччо и Катарину.


Виктор Сергеевич: – Я люблю Шекспира. Немного непривычна современная трактовка, непонятны и костюмы. Но в целом актеры убедили… Настроение после спектакля бодрое, праздничное.


Ольга Яковлевна: – Тема вечная. Только есть ли толк? Поняли ли дамы, о чем тут говорится? Многие современные люди потому и одиноки, что не умеют жить в семье, уступать хотя бы в мелочах. Посмотрите, и сегодня на спектакль пришли в основном женщины, без своих спутников…


г. «Городской курьер», 2012 г, № 42