КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

В наше время классиков читают редко. Саровский областной театр драмы, словно решив исправить этот нравственный пробел, показал замечательный спектакль о старосветской любви, напомнив, что любовь – штука земная, была она всегда, должна быть и в наше время.

Не случайно поэтому и автор инсценировки Николай Коляда, и режиссер-постановщик спектакля, заслуженный артист России Виктор Арсеньев не стали делать слепки с гоголевской повести, а назвали своё детище «спектаклем-фантазией на темы Н. В. Гоголя». И правильно поступили, мудро!..

Спектакль получился не только о взаимной любви и душевной привязанности двух стариков, Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, но и об их любви ко всем, кто их окружал или оказывался у них даже случайным гостем. Гость в их доме – это праздник! Все в доме приходило в движение! По выражению гоголя, лица и глаза хозяев светились тогда сплошной добротой и угодливостью! Современник Гоголя А. С. Пушкин, прочитав повесть, оценил ее как «шутливую, трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти и умиления».

Вот этот душевный колорит главных героев спектакля режиссер В. Арсеньев доходчиво и, я бы сказал, с блеском «выплескивает» на зрителя, умело подобрав актеров, придумав занимательные мизансцены, эффектную сценографию и удачное музыкальное оформление. А «разбавление» спектакля хореографией сделало его красочным и жизнеутверждающим! Возможно, дотошный театральный критик отыщет в спектакле какие-либо профессиональные изъяны, но для массового зрителя спектакль выглядит понятным, общедоступным и зрелищным.

Исполнители главных ролей, заслуженная артистка России Эмма Арсеньева и актер Анатолий Наймов «работают» на сцене бесподобно! Пульхерия Ивановна в исполнении Эммы Арсеньевой – это сплошная доброта, душевная щедрость и любовь не только к людям, но и ко всему живому миру. Она и свою кончину воспринимает как нечто естественное и необходимое, без страха, с одной лишь жалостью, что не сможет больше угодить людям.

Если актер А. Наумов иногда и срывается на голосовые эффекты, чтобы «привязать» зрителя к образу Афанасия Ивановича, то Э. Арсеньева ведет свою роль ровно, мягко, без надрыва и с такой неподдельной искренностью, что зрителю порой чудится: он не на спектакле, а в гостях у Пульхерии Ивановны. Особенно изумительна в исполнении актрисы сцена ухода Пульхерии Ивановны из жизни. Скажу лишь, что только за одну эту сцену работа режиссера заслуживает высокой похвалы.

Сцена кончины Пульхерии Ивановны решена режиссеров В. Арсеньевым, как мне представляется, той самой «художественной деталью» (по выражению А. П. Чехова), которая должна присутствовать в любом произведении искусства или литературы.

Успешно и ярко решена режиссером концовка спектакля. Когда «рявкнул» последний музыкальный траурный аккорд по умершей, который поверг в уныние всех её близких, зритель тоже на какое-то время оказался в недоумении: а что же дальше? Неужели всему конец? А любовь?… И тут на помощь зрителю опять приходит режиссер, заканчивая свой спектакль бурной и задорной пляской «девчат и хлопцев», словно утверждая, что любовь – вечна, она не исчезает вместе с человеком.

Показав «Старосветскую любовь», Саровский областной театр драмы справился со своим предназначением. И было бы неплохо, если бы милые горожане оторвались от телевизионных сериалов и посмотрели эту театральную новинку. Уверен, что они ощутили бы на себе нашу духовную ущербность. Не секрет, что о любви мы говорим только в ЗАГСе при регистрации брака и в суде, когда, оправдывая свой супружеский разрыв, заявляем, что любовь кончилась. Она не кончилась, её просто не было с самого начала…

И. Мишенин

г. «Всё, что надо», 2003 г., № 45