КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Июнь. Однако театр не закрывает сезон, как обычно, а, напротив, в эти и следующие выходные приглашает горожан на премьеру спектакля «Старосветская любовь», поставленного заслуженным артистом РФ В. Т. Арсеньевым по пьесе нашего современника Николая Коляды. Жанр произведения драматург определил так: «Спектакль-фантазия на темы Н. В. Гоголя в двух действиях».

Постановка обещает быть интересной. Во-первых, Н. Коляда – автор, уже вошедший в университетский курс «Литература XX века». В театральной жизни он появился в начале 90-х с пьесой «Мурлин Мурло», которая теперь, кажется, известна всем и до сих пор с успехом идет на подмостках страны. Другие его произведения не менее популярны. Сегодня только в Москве 11 театров взяли пьесы Н. Коляды в свой репертуар. Творчество драматурга завоевало и заграничные сердца. Его пьесы с удовольствием ставят в Европе, Англии, Германии, Италии, США, Австралии.

Во-вторых, творческий коллектив на этот раз подобран весьма выигрышно. Ведущие роли в «Старосветской любви» исполняют заслуженная артистка РФ Эмма Арсеньева, артисты Анатолий Наумов, Руслан Шегуров, Ольга Берзина. Оформлял спектакль заслуженный работник культуры РФ Владимир Ширин. К тому же В. Т. Арсеньев работал над постановкой совместно с московским хореографом А. В. Сергиевским. Спектакли «Жизнь впереди» и «Сон в летнюю ночь», рожденные этим творческим союзом, вспоминают до сих пор. Не только заядлые театралы, но и рядовые зрители отмечали, что в этих постановках жесты героев всегда оправданы, строго продуманны, и восхищались красотой, пластичностью движений актеров.

Поэтому накануне премьеры спектакля «Старосветская любовь» у нас были вопросы не только к заведующему литературной частью, заслуженному работнику культуры А. Д. Шевцову, но и к А. В. Сергиевскому.

— Андрей Викторович, судя по всему, в спектакле будет не один танцевальный номер?

Сергиевский: Я не люблю термин «танцевальный номер». Ведь театр – это синтез всех искусств. Здесь присутствуют и живопись, и музыка, и танец, и песня.

В спектакле «Старосветская любовь» действие происходит на всеми нами любимой Украине. Там так тепло, знойно. Природа живёт. Южане – народ открытый, темпераментный. И мы, естественно, не могли обойтись без танцев. Но это не танцевальные номера, а лирические поэтические танцевальные композиции.

Разумеется, меня пригласили и для того, чтобы я помог пластически решить образы героев пьесы. Например, подсказать актрисе, как быть на сцене толстой и неповоротливой: в жизни-то она легкая и подвижная.

Шевцов: Мы привыкли не обращать внимания на пластику тела, если смотрим драматический спектакль. Но ведь мысли можно выразить как словами, так и жестами. Когда актёр не только произносит свой текст, но и правильно движется на сцене, рисунок спектакля получается законченным.

Я видел «Старосветскую любовь» до приезда Андрея Сергиевского и после того, как он поработал. Два разных спектакля. Мысль, которую задал режиссёр, конечно, осталась. Но как преобразился, как ожил спектакль! Он стал выразительным.

Вот такой тандем получился. Режиссер и хореограф понимают друг друга, работают на паритетных началах, труд каждого ценится и уважается.

— На одном из фестивалей критики, говоря о нашем театре, заметили, что танец в драматической постановке – удел провинциалов. Андрей Викторович, как думаете Вы?

Сергиевский: Я вас успокою, это не так.

Сейчас я работаю с МХАТовским режиссером Мариной Брусникиной. Работаем над пьесой Исхакова «Лёгкий привкус измены». В спектакле будет очень много движения и танцев. Вот вам, пожалуйста, МХАТ, столичный театр.

Визуальное решение в современном спектакле должно быть богатым. Прежде всего, потому что это привлекает зрителя: многие не любят театр, где надо только слушать. И актерам работать над таким спектаклем интереснее. Например, мне было бы скучно играть в драматической постановке, лишенной пластики, движения. Хотя и психологический театр бывает очень-очень интересным.

Современный драматический театр тяготеет к танцу. И это совершенно естественно. Ведь сам танец давно обратился к драматическому искусству. Я сейчас говорю о contemporary dance, что буквально означает «современный танец». Он очень популярен на Западе. Вот пришел и к нам. В стране уже есть необычные, самобытные хореографы, которые ставят драматический танец.

Провинция молодец, что первая стала удивлять зрителя драматическими постановками, где есть танец, много движения, пластики. И у вас не должно быть комплекса.

P.S. Чтобы атмосфера на малой сцене была приятной не только для души, но и для тела, администрация театра приобрела три кондиционера. Отныне зрители могут смотреть спектакли в более комфортных условиях.

Н. Якубова

г. «Новый город №», 2003 г., 5 июня