КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Саровский драматический театр открыл 66-й театральный сезон

На этот раз – постановкой классики. 19 сентября саровчане увидели премьеру спектакля «Сцены из московской жизни» по пьесе А.Островского «Не все коту масленица».

Радует, что были услышаны пожелания многих саровчан. Классика, по которой стосковался взыскательный зритель, наконец-то добралась и до наших подмостков. Спектакль по пьесе А.Островского «Не все коту масленица» поставил с нашей труппой московский режиссер Владимир Михельсон.

Впрочем, зрителю, настроенному на восприятие классического произведения по тем канонам, какие мы традиционно себе представляем, надо быть готовым к сюрпризам. Ну не может современная режиссура слепо следовать традиционному изложению – так, как видел это когда-то классик. «Перенос» на нынешнюю действительность все равно неизбежен. Только один режиссер сделает это деликатно, а другой – более широкими плоскими мазками, прямолинейно осовременивая вещи.

«Сцены из московской жизни» — как раз такой «осовремененный» спектакль.

— Очень многие зрители думают, что, если театр берет классическое произведение, то и постановка непременно будет традиционной, академической. Но простую иллюстрацию сейчас делать никому не интересно, — говорит завлит Саровского драматического театра Ольга Логинова.

В саровской постановке Владимир Михельсон решил связать сквозной темой XIX и XXI век. Благо, что ничего придумывать особо не пришлось, ведь проблемы, страсти и «демоны» наши души терзают одни и те же. Власть денег и ощущение вседозволенности, которые они дают. Душевные терзания молодой девушки, какого жениха выбрать: богатого, но постылого – или бедного, но милого сердцу? Насколько развращают нас наши же желания, как далеко мы можем зайти, следуя им?

Эти вопросы актуальны и для современников. Поэтому во втором акте спектакля все действо переносится в наши дни, герои из длинных накрахмаленных платьев облачаются в брючные костюмы и кроссовки, а в бесконечных коридорах старинного купеческого дома то тут, то там слышны завывания дрелей и шуруповертов нанятых на работу гастарбайтеров. Да и расправа, которую приказчик Ипполит (Дмитрий Исаенко) придумал своему дяде Ермилу Зотычу (Александр Баханович), Островскому явно бы в голову не пришла. Чтобы получить причитающееся жалованье, племянник уж не грозится зарезаться, как в оригинале пьесы, а… приковывает дядю наручниками к самодельному взрывному устройству и включает часовой механизм.

Весьма неожиданно было во втором акте пьесы услышать из уст одного из героев Островского (приказчик Ипполит)… монолог Гамлета. Который вполне органично вписался в сюжет, отразив душеные метания молодого человека.

Впрочем, это, пожалуй, вся внешняя трансформация, остальная происходит в душах героев. Видно, что помимо основного лейтмотива пьесы Островского «деньги решают все», режиссеру было интересно обнажить их души, попытаться понять, почему они все-таки не идут на сделку с совестью.

Итак, параллели между девятнадцатым и веком нынешним проведены, и, на мой взгляд, весьма удачно. Другое дело, почерпнет ли что-то для себя из этой пьесы современный зритель, вскормленный на ленте нон-стоп новостей и «экшне» бесконечных ток-шоу? Получит ли именно в этой постановке то глубокое проникновение в свою душу, которого мы так жаждем после открытия занавеса?

Ответить на эти вопросы может только сам зритель, посмотрев эту пьесу.

Могу с уверенностью сказать, что добрая половина зала пришла в этот вечер «на имена». Чтобы, наконец, после длительного перерыва вновь увидеть на сцене блистательную игру Бахановича (богатый купец Ахов), Дорониной (помещица Дарья Круглова), Романовой (ключница Феона). Публика была в восторге – актеры действительно играли мастерски. Кстати, в новом сезоне игрой любимых артистов можно будет насладиться сполна: помимо богатого на классику репертуара театр обещает нам постановки, где будет задействована практически вся труппа. В планах также реанимировать давно исчезнувшую из репертуара, но любимую саровскими театралами «Вассу».

— Буквально на следующей неделе после премьеры «Сцен» мы начинаем работу над гоголевским «Ревизором», — рассказывает о планах театра Ольга Логинова. – Спектакль поставит уже знакомый саровчанам по «Кадрили», «Аккомпаниатору» и «Провинциальным анекдотам» московский режиссер Сергей Кутасов. В этом спектакле будет занята большая часть труппы – не меньше 25 человек. Это также будет не банальный взгляд на классическую пьесу; мы планируем показать не бытовой срез «Ревизора», а духовный смысл этого великого произведения. Должно получиться интересно, так что уже в конце ноября ждем саровчан на премьеру.

Молодые актеры тоже не останутся без дела. В этом сезоне труппа пополнилась шестью выпускниками Нижегородского театрального училища, их первой премьерой на сцене станет «Ревизор».

Вообще, Саровский драматический в этом сезоне обещает нам не меньше шести новых постановок. Это и традиционная новогодняя сказка, и новый детский спектакль «У ковчега в восемь», которую поставит для ребят молодой выпускник Щукинского театрального училища Павел Ушаков, и спектакль к 70-летию Победы. В новом амплуа режиссера попробует себя молодой актер театра Евгений Цапаев, который с командой вчерашних выпускников ставит на малой сцене Художественной галереи весьма необычный спектакль по пьесе Дмитрия Пригова «Катарсис или крах всего святого».

А вот вопрос с главным режиссером пока не решился. В прошлом году театр покинул Александр Ряписов, и пока труппа так и остается без главного. Впрочем, по словам Ольги Логиновой, «театр не прекращает поиск. Главное – найти именно того человека, который сможет вдохнуть в наш театр какую-то новую, интересную жизнь».


Наша справка:

Владимир Михельсон – режиссер, актер. Руководитель мастерской Международного гуманитарно-лингвистического института. Среди его постановок – «Вальс на прощание», «Есть ли тигры в Конго?», «Сильвия», «Николай Николаевич» и др. Ставил для Театра Карелии, московских «Театр.doc», Театре киноактера, Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, петербургского детского театра «Куклы» и др. Спектакль «Сцены из московской жизни» В.Михельсон впервые поставил десять лет назад на сцене Театра драмы Карелии.

Ольга Рукс

«Вести города» 2014 г., № 39