КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Записка «Билетов на 5, 6 и 7 марта нет», начертанная шариковой ручкой на половинке тетрадного листа, была приклеена на окошко театральной кассы задолго до премьеры «Ромео и Джульетты».

Событие — уже то, что эта пьеса В.Шекспира появилась в репертуаре нашего театра.

Признаюсь, я боялась идти на спектакль. Я не сомневалась в таланте наших артистов, но опасалась, что не смогу удивиться… Я пять раз испытала восторг, пять раз побывав на «Ромео и Джульетте» в постановке моего кумира К.Райкина. А также — море разочарования от просмотра вариаций на тему, когда влюбленную пару или «помещают» в современность, или «делают» Ромео и Джульетту некрасивыми, и даже уродливыми…

И зря боялась.

Спектакль, поставленный заслуженным артистом РФ В.Т.Арсеньевым, дает зрителю возможность по-новому взглянуть на выученную наизусть историю. Режиссер раскрыл тайну слов, действий, то, на что ранее, думаю, не только я не обращала внимание.

Этот спектакль — не о вражде двух семейств, смерти, не о несчастной любви. А о любви, которая возвышается над мирским, сильнее смерти и самого Неба, о чувстве, равном вселенной. И от этого конец всем известной истории не печальный, а счастливый. Да, Ромео и Джульетте изменили и родные, и те, кто поначалу пытался помочь, от юных влюбленных отвернулись боги. Но Ромео и Джульетта не предали друг друга. Они хотели быть вместе… И остаются верны своим чувствам… И если раньше мне было грустно от того, что Ромео Джульетта погибают, то теперь нестерпимо больно от того, что они не смогут быть рядом в нашем мире.

Усиливает эту мысль пролог, предложенный режиссером. Спектакль начинается с несуществующей и пьесе сцены: толпа закидывает Ромео и Джульетту грязью. И впрямь, как только появляется нечто ясное в нашем мире, его тут же пытаются замазать, унизить, чтобы не выделялось и не отсвечивало.

Этот спектакль было бы правильно рассматривать как музыкальное произведение. В нем нет удачных и неудачных тактов. Он цельный. А артисты, словно музыкальные инструменты в профессиональных руках, играют нота в ноту, без фальши.

Заглавные роли В.Т.Арсеньев доверил Ирине Аввакумовой и Руслану Шегурову. Удивительно красивая и достойная пара. Ромео и Джульетта в их исполнении — не памятник чистоте и добродетели, не идолы на пьедестале. Р.Шегуров и И.Аввакумова наполнили своих героев внутренним светом и тем поставили юных влюбленных выше других персонажей.

Джульетта Ирины Аввакумовой столь естественна, что забываешь о театре и словно погружаешься в красивый сон. Актриса проживает роль. В начале спектакля зрители видят девочку-подростка. На сцене проходит день, для Джульетты полный событий, и зрители замечают, что дитя становится мудрее. Джульетта не сгибается под тяжестью невзгод, но становится взрослой.

Ромео Руслана Шегурова — не герой-любовник, как изображают его в большинстве случаев, не этакий романтичный юноша, витающий в облаках, сочиняющий стихи. Ромео, скажу так, нормальный парень. С Джульеттой он трогательно нежен, как и должно быть влюбленному романтичному юноше. Когда общается с друзьями, за шуткой в карман не лезет. Когда с врагами — справедлив. Р.Шегуров сумел оживить образ.

Естественность заглавных героев погружает сюжет пьесы в безвременье: зрители верят в то, что эта история могла произойти как сотни лет назад, так и сегодня.

Артисту — счастье играть подобные роли. Но эта счастливая ноша — очень тяжелая. Поэтому мне хочется пожелать Ирине Аввакумовой и Руслану Шегурову неиссякаемых душевных сил.

Вторым, после Джульетты, персонажем считается Меркуцио. Эту роль достойно сыграл Максим Кашев. Предсмертный монолог Меркуцио в исполнении М.Кашева, по-моему, наполнил значением последующее развитие сюжета. Ранее меня мучил вопрос: чем Ромео и Джульетта заслужили такие напасти? М.Кашев вложил в речи своего героя чувства, и слова зазвучали, наполнились смыслом. Перед смертью, в сердцах, Меркуцио наложил проклятие на обе семьи, семью Ромео и семью Джульетты! Этот спектакль вообще наполнен мистическими символами. Причем режиссер не только расставил акценты в соответствующих сценах, где говорится о снах и видениях, но и обыграл некоторые другие моменты. Например, Джульетта, когда ждет известий от любимого, босая ходит по дому и в нетерпении бьет в бубен, словно шаманит.

В этой связи также упомяну пластические этюды, гармонично вплетенные в сюжет спектакля. Для их постановки вновь был приглашен из Москвы балетмейстер А.Сергиевский. Дуэт Ромео и Джульетты завораживает зрителей. Технически сложный танец исполняется легко и чувственно. Он передает всю гамму эмоций заглавных героев. И на глазах зрителей появляются слезы… » Ромео и Джульетта» в постановке В.Т. Арсеньева — первый спектакль, который я смотрела не глазами, а сердцем.

Н. Якубова

«Новый город №»

11 марта 2004 г.