КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

В САРОВСКОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ 23 НОЯБРЯ ПРОШЕЛ ВТОРОЙ ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ-ФАНТАСМАГОРИИ «РЕВИЗОР» ПО ПЬЕСЕ ГОГОЛЯ В ПОСТАНОВКЕ МОСКОВСКОГО РЕЖИССЕРА СЕРГЕЯ КУТАСОВА, КОТОРОГО САРОВСКАЯ ПУБЛИКА ЗНАЕТ ПО РАБОТАМ «АККОМПАНИАТОР», «КАДРИЛЬ» И ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ АНЕКДОТЫ. ХУДОЖНИКОМ-ПОСТАНОВЩИКОМ СТАЛ ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РФ ВЛАДИМИР ШИРИН.

Сергей Александрович еще во время репетиций отмечал, что его «Ревизор» — это не хрестоматийное прочтение пьесы, а новая версия режиссера; это не водевиль, не упрощенная комедия, а метафизическое представление, созданное специально для саровской сцены; это форма, наполненная содержанием, метафора, которая должна быть понятна думающему и внимательному зрителю.

Начало спектакля не оставило никаких сомнений – саровский «Ревизор» будет нетипичный и необычный: темная сцена, лживости, прелюбодейства, лицемерия, казнокрадства, взяточничества, а особенно — трусости. Городничий, как и многие, с большой уверенностью успокаивает себя, что безгрешных людей на свете не существует, и тем самым дает зрителю понять, чем и как живет уездный город N.

Второй призрак – это образ Петербурга – города, который настолько большой и далекий, что для провинциальных жителей кажется чем-то фантастичным и даже неким культом светской, богатой и празднично-счастливой жизни.

Третий и самый главный призрак является следствием второго – это сам Ревизор. Как Городничий может знать, как выглядит петербургский режиссер, направленный высшим начальством к нему в глубинку?! Городничий, привыкший пускать дела на самотек, правда только через свои руки, прибирая мимоходом все, что плохо лежит, к такому повороту событий не готов. Ревизор для него – это что-то незнакомое, невиданное, а приписка в письме, а приписка в письме, что ревизор будет инкогнито просто сбивает Городничего с толка и придает образу петербургского чиновника некую фантастическую смысловую окраску.

И все эти призраки рисуют совсем иную картину. И хотя смех – главный положительный герой постановки, как считал сам Гоголь, остается одним из важных действующих лиц спектакля, пьеса приобретает новые грани.

Сергей Александрович Кутасов умело вскрыл метафизический смысл «Ревизора» и аккуратно вытащил его на поверхность. И поэтому актерам предстояло вживаться в привычные, на первый взгляд, роли по-новому. Артисты старались показать в лице своих персонажей тайные глубины человеческих характеров, а зритель учился находить внутри суть и причины всего внешнего.

Максим Солнцев играл неглупого Хлестакова «без царя в голове»: внутренняя пустота и непредсказуемое поведение персонажа были трактованы по-иному, и главный герой предстал перед зрителем не просто обобщением греховности всех персонажей пьесы и гоголевской эпохи, но даже каким-то чертом. Известный литературный критик Дмитрий Мережковский писал о Хлестакове: «Я везде, везде». Вот уже лицо черта почти без маски: он вне пространства и времени, он вездесущ и вечен».

Трусливый смотритель училищ Лука Хлопов (Михаил Афанасьев), взяточник и невежда, судья Ляпкин-Тяпкин (заслуженный артист РФ Анатолий Наумов), безответственный попечитель богоугодных заведений Земляника (Андрей Опалихин), любопытный и бессовестный почтмейстер (Александр Баханович) – все значительные лица города N приходят к Хлестакову для того, чтобы оправдаться и выслужиться перед якобы важным петербургским чиновником. Но в итоге они попадают точно на пышущий углями горячий стул, под одинокий светильник в темную комнату: чиновники города N как на страшном суде, только с хитрой подачи «нечистого» судьи, объясняются в своих грехах и занимают мнимому ревизору денег. А все сказанное старательно записывается Осипом на бумагу и в конце концов составляет основные доказательства безбожной жизни людей из уездного города N.

Сам Осип благодаря прекрасной актерской игре Константина Алексеева может показаться прототипом маленького, но умного чертенка, смекалистым спутником Хлестакова, некой тенью, которая редко, но всегда в нужных обстоятельствах выступает в свет.

Две дамы – жена Городничего Анна Андреевна (Надежда Файзуллина) и дочь их Мария Антоновна (Вера Долженко) – по замыслу режиссера остались типичными образами избалованных провинциальных женщин, одна из которых замужняя кокетка, мечтающая о праздной жизни в Петербурге, а другая – неопытная и глупая молодая барышня, живущая представлениями о любви из прочитанных ею двух любовных романов.

Особенно хочется сделать акцент на двух незаурядных интересных персонажах, представленных на современный лад, – Бобчинский (Георгий Бобыль) и Добчинский (Кирилл Деришев). Городские пижоны, эпатажные сплетники больше всего вызывали смех и бурную реакцию зрителей, настолько они были обаятельны в исполнении двух молодых актеров: Кирилл Деришев был приглашен в саровскую труппу в 2012 году, а Георгий Бобыль – в 2014 году, и «Ревизор» — это его первый спектакль.

Сергей Кутасов хотел, чтобы каждый артист пропустил через себя, свои кровеносные сосуды, свою нервную систему сценическую роль, и у актера Андрея Рудченко – Городничего – это получилось очень правдоподобно и естественно. В финале спектакля, когда обман Хлестакова раскрылся и жители города N со страхом в каждой клеточке своего тела и разума читают разоблачающее письмо, Городничий превращается в одно большое облако гнева и ужаса, первым предчувствуя надвигающуюся беду. Уже позади курьезная и несерьезная помолвка Хлестакова и Марии Антоновны, грандиозный по масштабам уездного города бал, льстивые пожелания любви и счастья молодоженам, бредовые мечты родителей о столичной жизни. Осталось только одно – пришествие истинного Ревизора.

В тот момент, когда «судный час» настал, срываются нательные крестики с тех, кто еще вчера носил их без праведной веры, кидаются под ноги бумаги, обличающие грехи каждого без исключения. Мгновение – и на сцене уже лежат бесполезной грудой мусора так и не принесшие подлинного счастья деньги, а рядом с ними высыпается пепел от недостроенной церкви при богоугодных заведениях, сожженной ради сокрытия воровства, где так и не смог, да и не торопился Городничий ставить обещаемую Богу пудовую свечку в знак «житейской признательности».

«Над чем вы смеетесь? Над собой же и смейтесь!» – это одна из самых запоминающихся фраз Городничего, обращенная в зал к зрителю во время спектакля, это очень важные и нужные слова, которые заставляют присмотреться к самому себе и обратиться и обратиться внутрь себя к своей совести.

Ксения Малышева

г. «Новый город», 2014 г., № 48