КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

В Саровском драматическом театре – премьера! На афишах – «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова, известного советского драматурга, чья короткая жизнь стала яркой вспышкой на небосклоне советской драматургии. К сожалению, звезда Вампилова погасла слишком рано.

За два дня до своего 35-летия Вампилов утонул в водах могущественного Байкала. В наследство потомкам остались замечательные умные и трогательные пьесы. Сам факт появления в репертуаре саровского театра вампиловской вещи не может не радовать. К тому же, своё видение «Провинциальных анекдотов» представит Сергей Кутасов, известный московский режиссёр, который хорошо знаком театральному зрителю Сарова.

«Провинциальные анекдоты» включают в себя две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Написаны они были в начале 60-х годов. Незатейливые, казалось бы, сюжеты из жизни обыкновенных людей, отсутствие необходимости пошива сложных костюмов и сооружения дорогостоящих декораций сделали «Провинциальные анекдоты» весьма популярной пьесой. Её ставили и до сих пор ставят многие режиссёры. Но далеко не всем удаётся увидеть истинный глубокий смысл, заложенный талантливым автором.

Сергей Кутасов в своём творческом багаже имеет опыт антрепризной постановки «Провинциальных анекдотов». В спектакле «Ангел, девушка и метранпаж», с которым Кутасов объехал пол-России и несколько стран ближнего зарубежья, задействованы звёзды первой величины. Мы встретились с Сергеем Александровичем за неделю до премьеры и задали ему несколько вопросов.

– Сергей Александрович, чем отличается работа в антрепризе от постановки спектакля в стационарном театре? И не скучно ли Вам вновь возвращаться к «Провинциальным анекдотам»?

– Нет, не скучно. Я люблю Вампилова, когда мне предложили поставить в антрепризе «Провинциальные анекдоты», я очень обрадовался. Тем более, была возможность поработать с такими замечательными актёрами как Александр Панкратов-Чёрный, Александр Пашутин, Ольга Науменко, Василий Стоможенко, Анатолий Журавлев, Александр Постников, Лилия Волкова. Антреприза, однако, предполагает высокий темп – за короткое время нужно «сколотить» качественный продукт. Подбор актёров осуществляет продюсер, даже название «Ангел, девушка и ментранпаж» было предложено продюсером, в связи с технической необходимостью. От работы в Саровском драматическом театре я удовольствия получаю больше. Есть возможность реализовать многие идеи, возникшие при постановке антрепризного спектакля.

– Вампилов – непростой автор. Известно, что даже знаменитые режиссёры со звёздным составом актёров иногда терпели фиаско при постановке «Провинциальных анекдотов». Кто в Вашей трактовке главный герой пьесы?

– Действительно, часто режиссёры очень буквально воспринимают название пьесы, где звучит слово «анекдот». Но ведь не зря же автор в подстрочнике пишет, что это «трагикомическое представление». Вампилов – метафизический автор. «Анекдоты» предваряет цитата из Гоголя, а сколько в тексте скрытых цитат! Тут и упомянутый Гоголь, и Булкагов. В спектакле, безусловно, будут и сатирические моменты, и смешные, но главная цель, которую мы ставили перед собой, чтобы в какой-то момент над сценой пролетел тот самый чеховский «тихий ангел».

– Значит ли, что Хомутов, которого принято толковать как «ангела», воспарит над сценой?

– Многие режиссёры почему-то принимают образ Хомутова за того самого ангела. Конечно же, это не так. Хомутов – глубоко грешный человек. У него – своя беда, своя боль. Ангел же появляется на сцене, не материализовываясь, тогда, когда люди, уничтожавшие Хомутова, понимают свою ошибку. Когда они осознают, что ненависть – это большой грех, а умение простить и покаяться – настоящее чудо. Поэтому Вампилов и назвал вторую пьесу «Двадцать минут с ангелом».

– Хватает ли мастерства актёрам Саровского театра, чтобы реализовывать Ваши идеи?

– Да. Если говорить терминологией штангиста, они «поднимают достаточно тяжёлый вес». Актёры понимают и стараются, есть здоровый энтузиазм, азарт. Они хотят сделать хорошо. Сталкиваешься иногда с так называемыми «мастерами», которые репетируют в «полпинка», рассчитывая на «потом». А это «потом» не наступает никогда. Актёры саровского театра с самого начала «закусили удила», так и работают.

«Провинциальные анекдоты» – интереснейшее произведение. Такие вещи обычно называют «комедией со смыслом». Идём на премьеру с пожеланиями удачи труппе Саровского драматического. А в следующем номере «ГС» расскажем нашим читателям, прилетал ли «тихий ангел» 14 марта на сцену Саровского драматического театра.

Анна Шиченкова

г. «Голос Сарова», 2014 г., 13 марта