КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Нижегородский областной драматический театр – таково официальное название театра в закрытом городе Сарове – открыл театральный сезон 17 октября премьерой и празднованием 60-летнего юбилея. Родившийся в 1949 году еще даже не в городе, а на «объекте» п/я 49 в разгар работы ученых над созданием первой атомной бомбы в СССР, театр давно уже стал «выездным». Участник и лауреат многих фестивалей, саровский театр и сегодня по-прежнему работает прежде всего для своих, саровских зрителей, которые переполнили зал нарядного здания (в него театр въехал три года назад), чтобы поздравить юбиляров. Была зачитана телеграмма от Председателя СТД РФ А.А.Калягина, с теплыми словами выступили представители Нижегородского отделения СТД, свои подарки театру и созданному недавно театральному музею преподнесли мэрия и главный институт города РФЯЦ-ВНИИЭФ…

     Праздник состоялся, конечно, прежде всего потому, что веселой и умной оказалась премьера. Стремясь развлекать публику в кризисное время, но развлекать высокой комедией, саровцы поставили «Плутни Скапена» Мольера. Режиссер А.Кладько (Санкт-Петербург) определил жанр представления как «театральное хулиганство на неаполитанской почве» Художник В.Ширин создал полное воздуха, светлое и в то же время ироничное пространство городской площади, превратив задник в море, по которому то и дело «проплывает» лодка, в воду которого то и дело прыгают и падают герои, заливая сцену искрящимися брызгами.

     А.Кладько не впервые работает в Сарове, хорошо знает прекрасную труппу, и его распределение оказалось точным. Это во многом определило успех спектакля. Актеры радостно пошли на сговор с режиссером, играя свое объяснение в любви Театру, рассказывая о его праздничной стороне, связанной с выдумками, хохмами, импровизацией, словом — театральным хулиганством. Режиссер начинает действие с общей спевки, дает на зал внутреннюю трансляцию и выводит на сцену не только всех исполнителей в костюмах и изящную женщину-дирижера, но и помрежа, которая собирает у нерадивых артистов мобильники. Таким образом сразу задается праздничный и дурашливый тон игры в игре, который поддерживается на протяжении всего спектакля. Сразу же заявляется и откровенная игровая условность существования персонажей-актеров. В финале же следует «разоблачение магии» — круг поворачивается, и зрители воочию видят мешки и маты, на которые прыгали падавшие «в воду» актеры, и совсем небольшую емкость с настоящей водой, создававшую эффект моря.

     «Хулиганство» играется скорее не как французский фарс, а как комедия дель арте, Скапен уподобляется Труффальдино, что применительно к Мольеру не ново, но работает отлично. Собственно, режиссер не грешит и против исторической правды, ведь именно в Париже скрылся Гольдони, признавший поражение в споре с Гоцци, принеся на французскую сцену традиции масок. Особенно хороши комические мужские пары. Естественно, центральная пара слуг, которые ведут нескончаемый спор, но и подхватывают проделки друг друга: сам Скапен — А.Рудченко — с виду неотесанный, мужиковатый, ленивый, но неожиданно начинающий буквально фонтанировать выдумками, проявляющий неистощимую энергию, и Сильвестр — К.Алексеев — более меланхоличный, нерешительный, оппонирующий приятелю, однако в нужную минуту оказывающийся не менее инициативным, включаясь в рискованную игру, увлекаясь ею и чудя на славу. Вторая блестящая пара — отцы влюбленных, почти клоунски сыгранные Жеронт — В.Баханович и Аргант — А.Наумов, толстый и тонкий. Заданный стиль хорошо чувствуют и молодые (но опытные) актеры, играющие обычные мольеровские влюбленные пары, которые стремятся к воссоединению: Р.Бельский (Октав), И.Аввакумова (Зербинетта), М.Солнцев (Леандр) и А.Файзуллина (Гиацинта).

     Карнавальное действие с гэгами, переодеваниями, драками, падающими от страсти статуями и даже стенами домов, с искусными стилизациями и залихватскими импровизациями на современные темы, с музыкой и танцами пролетает незаметно. И грустно становится лишь в финале — оттого, что театральный праздник не может длиться вечно. В отличие от самого театра.

Лаврова Александра

Фото Андрея Синельщикова

«Страстной бульвар», Выпуск №4-124/2009, В России