КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Летом, в разгар отпусков, труппа театра приступила к репетициям спектакля «Плутни Скапена» по пьесе Жана Батиста Мольера. Режиссер-постановщик Александр Иванович Кладько сказал тогда, что рассматривает эту комедию как витаминку для хорошего настроения.

     Получилась действительно витаминка С, причем в самом хорошем смысле этого слова: солнечная, тонизирующая, с кислинкой, когда раскусишь. «Плутни Скапена» — для тех, кто устал от повседневных проблем, серых буден и ужасов по телевизору. Не стоит искать в спектакле некоего глубокого смысла или нравоучений, хотя и поверхностным его тоже не назовешь.

     Итак, 17 и 18 октября состоялась премьера постановки «Плутни Скапена».

     Комедия, как известно, сложный жанр (заставить зрителя плакать куда легче, чем смеяться), а уж классическая – вдвойне. Поскольку, с одной стороны, их ставят так давно и так много, что сложно найти что-то новое. А с другой — водружают на пьедестал и таким почетом пресекают дерзновенные попытки приблизить к нашим временам и нравам (часто потому, что современная трактовка некоторых режиссеров заключается только в шутках ниже пояса). Комедии Мольера как раз из числа классических, современная трактовка которых мало кому удается.

     Пьеса «Плутни Скапена» достаточно известная, с сюжетом, который в наши дни уже несложно разгадать даже тому, кто в жизни не читал Мольера. Но написана пьеса с расчетом на виртуозную игру актеров, поэтому чтобы спектакль получился действительно смешным, необходимы два условия: актерское мастерство и оригинальность режиссерского замысла.

     Александр Кладько нашел для «Плутен» свое решение и предложил саровской публике иронический фарс. Причем и классическую манеру народного театра сохранил, и осовременил пьесу, но бережно. Незатейливая история про сварливых отцов, влюбленных детей и слугу-пройдоху превратилась в настоящую феерию. Режиссер задал такой высокий темп повествования, что зритель порой не успевает отдохнуть от предыдущего взрыва хохота. Для каждого персонажа сочинена целая характерно-пластическая история. Режиссер в полной мере использует все выразительные средства: музыку, свет, бутафорию, озвучку и декорации. Он подобно кинооператору умело концентрирует внимание зрительного зала то на первом плане событий, то на дальнем, расставляет акценты и избегает лишнего. При этом Кладько создает графичное театральное полотно, продуманное до мельчайших деталей.

     В центре истории – приключения неунывающего и изобретательного слуги Скапена, который берется уладить чужие дела, подставляя свою спину под палки. В этой роли выступает актер Андрей Рудченко, который уже имеет богатый опыт по части подобных персонажей (вспомним хотя бы симпатичный спектакль «Хозяин-слуга», с успехом шедший в середине девяностых годов). Фактически на Рудченко ложится основная нагрузка действия: его герою порой приходится выступать сразу в нескольких ролях (чего стоит сцена отмщения слуги своему хозяину Жеронту!). Рудченко, который давно и по праву заслужил звание ведущего мастера сцены, кажется, неутомим. Его Скапен мгновенно завоевывает симпатии зала и срывает овации.

     Впрочем, режиссуру Кладько отличает умение представить зрителям единый актерский ансамбль. И в «Плутнях Скапена» Александр Иванович верен себе: перед публикой проходит целый ряд великолепных работ. Заслуженный артист РФ Анатолий Наумов предстает в роли старика Арганта. Его герой – старый скряга, властный отец, оскорбленный проступком сына и грозно потрясающий кулаками, но при этом отходчивый и беззлобный. Наумов работает с профессиональной точностью, с тончайшей иронией, огромной самоотдачей.

     И нисколько не уступает Анатолию Викторовичу и Александр Баханович в роли такого же сквалыги Жеронта. Актерское обаяние Александра Анатольевича с годами не тускнеет. Свою роль он выписывает сочными яркими мазками, а некоторые фразы после премьеры растащили на афоризмы.

     Отдельных похвал заслуживает еще один ведущий артист – Максим Солнцев в роли сына Жеронта, Леандра. Этот актер прекрасно чувствует себя в любом амплуа и «держит» на себе репертуар, но особенно ему удаются именно комедийные роли. Сцена допроса разъяренным Леандром провинившегося Скапена – одна из самых запоминающихся в спектакле.

     Конечно, такому опытному актеру уступает молодой Руслан Бельский в роли сына Арганта, Октава. Руслан недавно пополнил нашу труппу и это его первая крупная роль. То ли молодой актер слишком старается, то ли, напротив, слишком небрежен, но увлечен «хлопотанием лицом». Впрочем, ансамбль на то и ансамбль, чтобы сгладить шероховатости.

     Актер Константин Алексеев предстает перед публикой в образе простодушного воспитателя Октава Сильвестра. Но с каким азартом Сильвестр разыгрывает комедию перед сквалыгой Аргантом, помогая Скапену раздобыть «двести пистоликов»! Эта сцена вызывает в зале взрывы смеха.

     Очаровательна в роли цыганки Зербинетты Ирина Аввакумова. Эта актриса особенно импонирует мне потому, что профессионально растет от роли к роли, хотя ей, сыгравшей, кажется, всех героинь во всех постановках нашего театра, вполне можно было почивать на лаврах. И хотя роль в премьерном спектакле невелика и в ней не развернешься в полную мощь, Ирина и в небольших сценах работает с полной самоотдачей. Молодым актрисам, на мой взгляд, стоит учиться у нее не только актерскому мастерству, но и строгости к самой себе.

     И, наконец, еще один секрет хорошей постановки таится в слаженной работе режиссера Кладько с художником-постановщиком Владимиром Шириным, который не устает удивлять публику своими находками и решениями.

     Впрочем, похвалы мои отпущены постановочной группе и актерам с некоторым авансом. Постановка, безусловно, еще «не обкатана». Она будет набирать мощи от спектакля к спектаклю, найдет и закрепит ритм, актеры почувствуют себя свободнее и увереннее. Но тем не менее эта постановка достойно открыла 61-й театральный сезон.

     И последнее. На мой взгляд, Александру Ивановичу нужно было разбить первый акт спектакля. Эмоциональная насыщенность постановки так велика, что публике, наверное, нужно сделать дополнительный перерыв.

     От себя же в дни празднования 60-летия хочу пожелать труппе дальнейшего творческого роста, вдохновения и зрительской любви. С юбилеем и удачной премьерой!

Елена Трусова

«Новый город №»

окт. 2009 год.