КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


«Это нужно посмотреть каждому!» — первое впечатление от премьерного спектакля городского театра драмы «Очень простая история» молодого драматурга Марии Ладо. Дело, вообще-то, не в том, что пьеса эта сейчас оч-чень модная — счет на количество «Очень простых историй», поставленных в разных театрах идет на десятки, и саму 26-летнюю Марию, как поговаривают, собираются выдвигать на Государственную премию. И не в том даже дело, что пьеса так необычна, что, взявшись сравнивать ее с каким-то другим материалом, тут же понимаешь тщетность этого предприятия. Впрочем, дело и не в том, что «Очень простая история» совсем не простая…

Лошадь (арт. Инесса Шевцова)


Посмотреть ее нужно потому, что каждый из нас соскучился по историям, где можно и посмеяться, и поплакать, и подумать. В этом я присоединяюсь к мнению режиссера постановки Василия Федоровича Богомазова — заслуженного деятеля искусств, режиссера Нижегородского Академического театра драмы.

Очень получилась сентиментальная история. Лично я начала плакать в конце первого акта и перестала вытирать слезы только к концу второго. Давненько со мной такого не было на представлениях.

Действующие лица пьесы — 5 людей и гм-м… 5 животных. Действие развивается на скотном дворе крепкого крестьянского хозяйства. Все, что происходит с людьми в этой пьесе, не только показывается через призму восприятия этого животными, но и в некоторой степени решается с их помощью.

Дочка хозяина, Даша (арт. Ирина Митрофанова) сообщает своему возлюбленному, соседскому парнишке Алешке (арт. Максим Кашев) о том, что беременна. Вместе с влюбленными радуются и свидетели этого признания: Лошадь (арт. Инесса Шевцова), Свинья (арт. Светлана Акимушкина), Корова (арт. Ольга Берзина) и Пес (арт. Сергей Закаржецкий). Однако отец Даши (мастер сцены Константин Алексеев) не желает видеть в зятьях сына Соседа-пьяницы, поэтому не видит другого решения, чем везти дочь на аборт в город.

Животные, конечно, не понимают: ни что такое «аборт», ни почему так сердит их хозяин, ведь появление ребенка (жеребенка, щенка, теленка, поросенка) — такая радость?! И если для того, чтобы он родился, нужно, чтобы кто-то из них умер, то, пожалуйста, они могут ради этого пожертвовать собой! Покинуть этот мир соглашается Лошадь, а на роль ее убийцы, решают животные, подходит Сосед-забулдыга и голодранец (арт. Андрей Рудченко). Но у того не хватает сил поднять руку на живое существо, поэтому он погибает сам.

Как это ни странно, но, по пьесе, смерть Человека (Соседа) — залог благополучного будущего для сына, залог рождения будущего ребенка. «Бедняга, — говорит про него Хозяин, — ведь хоронить-то его за погостом придется». Еще одна странность: Сосед — пьяница, вор и самоубийца — попадает в рай. Неужто Мария Ладо решилась переписать Библию? А может быть, автор хочет показать, что важно то, ради чего человек жертвует своей жизнью: в данном случае ради жизни другого, пусть не родившегося еще ребенка.

Не потому ли остается ощущение, что главный герой пьесы — именно Сосед? Впрочем, актер Андрей Рудченко настолько талантлив, что его работу и в этом спектакле нельзя не выделить. Он и песни поет, и на гармони сам играет, и ловко сигает с сеновала. Главной же героиней спектакля читается Свинья-Ангел в очень искреннем исполнении молодой актрисы Светланы Акимушкиной. Иногда даже кажется, что она так вживается в роль, что начинаешь бояться, что Свинья вот-вот превратится в мотылька и упорхнет со сцены.

Очень приятно наблюдать за работой в «Очень простой истории» двух молодых актеров: Максима Кашева и Сергея Закаржецкого. Немного, правда, жаль, что Сергей в очередной раз получил роль хоть и интересную, но опять комическую.

И вообще, перед актерами, играющими животных в этой пьесе, стоит очень необычная, но очень интересная задача. Кстати, это один из принципов, которым руководствуется режиссер Василий Богомазов при выборе пьес для своих постановок. «Очень простая история» в этом смысле — образцовый материал.

С этой необычной задачей справилась и художник постановки Светлана Шевцова. Важно было придумать такие костюмы животным, чтобы узнаваемость их была не столько внешняя, сколько внутренняя, ведь «Очень простая история» — сказка для взрослых, поэтому усы, рога и хвосты — не те выразительные средства, на которые нужно было делать ставку.

К вопросу о возрасте. Режиссер спектакля считает, что пьеса Марии Ладо «Очень простая история» рассчитана на взрослого зрителя. По моему же мнению и мнению людей, посмотревших постановку, — этот спектакль семейный, спектакль для родителей с детьми-подростками.

Более того, будь на то моя воля, я бы вообще включила эту пьесу в школьную программу по литературе.

Т. Тагина

г. «Саров», 2004 г, № 47