КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

ТРУДНО НЕ ЗАМЕТИТЬ ТЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАШЕМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОШЛИ С ПРИХОДОМ НОВОГО ГЛАВНОГО РЕЖИССЕРА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ АЛЕКСАНДРА РЯПИСОВА. СОВРЕМЕННЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ЗРИТЕЛЕЙ ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ СОСТОИТ ИЗ ПОСТАНОВОК ЯРКО ВЫРАЖЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ОТ «КАРПУШИ FOREVER» ДО ДИПТИХА «ПОСЛЕДНИЕ ЛУНЫ».


В минувшие выходные на суд саровских театралов была представлена премьера спектакля «Квадратура круга» по пьесе известного в прошлом веке писателя и драматурга Валентина Катаева в постановке режиссера из Рыбинска Антона Неробова. Что любопытно: в субботу в зрительном зале было непривычно много молодежи. Нет, не подростков, которых пытаются хоть как-то приучить к театру и которые практически с первых минут действия утыкаются в экраны мобильных телефонов. А той молодежи, которая в театр идет осознанно, по велению души: студентов СарФТИ и работников ВНИИЭФ. Они приняли спектакль не просто благосклонно – с удовольствием и интересом. С одной стороны, ничего удивительного, ведь на повестке дня был извечный вопрос любви, долга, честности между мужчиной и женщиной. С другой, материал возвращает нас в далекие постреволюционные годы, когда молодая Советская власть выдвигает собственную идеологию для решения глобальной задачи – воспитания нового человека. И общество вторгается в самые сокровенные и интимные сферы жизни своих граждан. В момент написания пьесы (в 1927 году) Катаев, вдохновленный поисками новых форм для советского театра, даже не подозревал, как далеко заведет воспеваемая им идеология…

Драматург рассказывает нам историю двух молодых пар: Василия (арт. Р.Шегуров) и Людмилы (М.Асста), товарища Абрама (А.Рудченко) и товарища Кузнецовой (И.Аввакумова), которые делят пополам красный уголок (ох уж этот квартирный вопрос!). Взаимоотношения в первой паре носят мелкобуржуазный характер: шторки на окнах, кружевные салфетки, теплое молоко для мужа. Страсть Людмилочки направлена на собственный угол, в центре ее вселенной – любимый человек, но она и сама стремится развиваться, хотя быт заедает. Абрам и товарищ Кузнецова – антиподы. В основе их брака – сходство характеров, единая политическая платформа, общие интересы и рабочий контакт. Но семейная жизнь на практике так отличается от теоретических построений! Ребятам предстоит пройти определенные испытания, чтобы понять, что же это такое – любовь и семейное счастье…

Восемьдесят с лишним лет спустя советский водевиль (а Катаев написал именно водевиль) выглядит презабавно. Видимо, поэтому режиссер-постановщик Антон Неробов преподносит зрителю свою трактовку «Квадратуры круга» с большой долей иронии и к самой эпохе, на фоне которой разворачиваются семейные перипетии, и к самим героям. Совершенно очевидно, что Неробова на форму постановки вдохновили знаменитые «Окна ТАСС» с их агитками и лозунгами. Эти «Окна…» читаются и в хореографических номерах, и в музыкальном оформлении спектакля. От жанра водевиля, с его куплетами и танцами, режиссер принципиально отказался и живописал некое постмодернистское полотно. В таком виде спектакль, безусловно, найдет отклик у зрителя и в репертуаре театра приживется.

Но если разбирать постановку детально, то к режиссеру возникает ряд вопросов. Во-первых, чем обусловлено обращение к драматургии Катаева? На свете существует немало симпатичных легких пьес, повествующих о «сердцах четырех», где режиссерская фантазия может развернуться, ничем себя не сковывая. С первых минут спектакля, когда лектор Флавий (замечательный актер Андрей Опалихин) погружает нас, зрителей, «в материал», в новую идеологию половой жизни советского человека (абсолютно режиссерское решение, и решение хорошее!), я стала ждать усиления линии вмешательства государства в частную жизнь своих граждан. Тем более что в свете внедрения ювенальных технологий так и ждешь стука товарищей в кожанках в дверь: «А вы правильно воспитываете своего ребенка?» Увы, такая шикарная линия, уверенно вычерченная режиссером на первых минутах, превратилась в пунктир.

Во-вторых, зачем режиссеру понадобились вставки с религиозными мотивами: православными песнопениями и святоотеческими цитатами? Кодекс нового советского человека в данном драматургическом материале никак не противопоставляется христианским заповедям. Напротив, возникает тот самый вышеупомянутый пунктир. Хотя бы в рисунке роли товарища Флавия, который вначале объясняет публике и юным партийцам нравственную ценность партийной установки «один муж – одна жена», а потом противоречит сам себе, поддерживая решение товарища Кузнецовой уйти от товарища Абрама к товарищу Василию, бормоча при этом святоотеческую цитату.

В-третьих, смущает музыкальная раздробленность постановки. И почему живой оркестр на сцене в какие-то моменты играет под собственную же фонограмму? Акустика зала нашего театра вполне позволяет обойтись без подобной страховки. Равно как и хор из шести молодых ребят вполне услышат задние ряды безо всякой фонограммы.

И последний момент, который расстраивает меня больше всего остального: «Квадратура круга» — это очередная калька с постановки в Рыбинском театре драмы, перенесенная на саровские подмостки. Эта дурная тенденция, захватившая театральную Россию, приводит порой к тому, что приезжая в какой-либо город и просматривая театральную афишу, возникает ощущение дежавю: одни и те же названия с одними и теми же именами режиссеров и художников-постановщиков. Как будто в стране страшный дефицит на режиссеров.

Что касается актерского ансамбля, то из всех работ хотелось бы отметить Людмилочку в исполнении молодой актрисы Марианны Ассты. Сейчас в труппе хорошее пополнение, к тому же еще абсолютно свежее с профессиональной точки зрения, дерзкое, не нажившее штампов. Марианна предстает перед публикой в амплуа лирической героини, мягкой, нежной, по-женски лучистой. Так что трудно понять, где заканчивается роль Людмилочки и начинается сама актриса. И очень интересно будет увидеть ее в других ролях.

С артистами Русланом Шегуровым и Андреем Рудченко режиссер из Рыбинска работал в прежней постановке, так что выбор абсолютно ясен. И актеры работаю именно так, как от них и ожидаешь: точно, крупными мазками, в канве режиссерской идеи.

Что ж, «Квадратура круга» пришла на смену спектаклю с подобной тематикой «Горячее сердце». По крайней мере, если он привлечет в театр новое поколение жителей города, постановке можно будет простить ее огрехи…

Елена Трусова

г. «Новый город» 2013 г., № 18