КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

26 апреля в саровском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Квадратура круга» по одноименной пьесе Валентина Катаева. Свою постановку представил уже знакомый саровскому зрителю по спектаклю «Примадонны» режиссер Рыбинского театра драмы Антон Неробов.

«Квадратура круга» была написана в 1927 году и сразу же была поставлена в Московском художественном театре. Успех у публики был огромный. Пьеса быстро разошлась по всей стране и даже попала на подмостки европейских театров, а в 1934 году состоялась ее премьера на Бродвее.

Главные герои пьесы — приятели Вася и Абрам, которые живут в крохотной комнатенке в коммунальной квартире (в постановке Неробова это красный уголок). В тайне друг от друга друзья женятся: Вася берет себе в супруги милую мещаночку Людмилу, Абрам узаконивает свои отношения с «товарищем Кузнецовой». И вот тут-то начинается все самое интересное. Совместное проживание на общей жилплощади приводит к тому, что парочки меняются своими вторыми половинками. Вася сходится с Тоней, Абрам влюбляется в Людмилу, которая отвечает ему взаимностью. Вот, собственно, и вся история, со счастливым концом, разумеется.

Спектакль Неробова получился, так сказать, «на любителя», кому-то он понравится, а кто-то отнесется к нему с прохладой. Вместе с тем стоит отметить прекрасную актерскую игру Андрея Рудченко (Абрам) и молодой актрисы Марианны Ассты (Людмила), которые создали удивительный любовный дуэт и заставили зрителей поверить в искренность своих отношений. Инесса Шевцова блистательно сыграла неугомонную поэтессу Ульяну Черноземную.

После премьеры мы встретились с режиссером-постановщиком Антоном Неробовым и художником спектакля Татьяной Петрушовой.

— Антон, скажите, вы сами выбирали эту пьесу для постановки в нашем театре?

— Да, мне дали абсолютную свободу в выборе материала. У меня было несколько вариантов. Изначально я хотел поставить мюзикл «Beatles’ babies» (девушки Битлов), но покупка авторских прав на песни Битлз влетела бы в копеечку. Поэтому, к моему большому сожалению, пришлось отказаться от этой затеи. В итоге я остановился на Катаеве.

На мой взгляд, эта пьеса очень подходит для вашего театра и для Сарова в целом. У вас здесь свой маленький коммунизм, настоящий Советский Союз: старинные дома, советский герб на здании администрации и неизменный памятник Ленину в центре города. По сути Саров — это маленький обособленный островок среди современного коммерческого мира. Насколько мне известно, саровчане не любят «Единую Россию» и голосуют на выборах за коммунистов. При всем при этом большая часть населения — глубоко верующие люди. Вот уж действительно парадокс. Поэтому, на мой взгляд, эта пьеса придется по душе саровском зрителю.

— Вы несколько переделали оригинал, и вместо коммуналки, где живут Вася и Абрам, у вас в спектакле появляется красный уголок. А роли поэта Емельяна Черноземного выступает поэтесса Ульяна. Это такой специальный режиссерский ход?

Антон: — Я люблю обострять в пьесах ситуации до крайностей. Отсюда и такие «переделки». Красный уголок — это общее место, где постоянно находятся люди. Для молодых пар обосноваться в таком жилище — настоящий кошмар. Замена поэта на поэтессу тоже показалась мне весьма интересной.

— В спектакле очень необычные декорации и хореография. Чья это была идея?

Татьяна: — Хореографию поставил Антон. На мой взгляд, отлично вписался в спектакль пластический этюд со звездой. Была такая советская группа «Синие блузы», которая ездила по колхозам с номерами. Мы случайно нашли в Интернете фотографию этой группы с подобными советскими звездами. Вот из этой фотографии и родился номер. Декорации придумывала я, в их основу легли картины художников-супрематистов того времени, тут вам и кубизм, и картины Малевича, и полотна Суэтина. Этими картинами я пыталась передать атмосферу той эпохи, ведь никто так хорошо не чувствует время, как художники.

— Несмотря на то, что в пьесе присутствуют явные антикоммунистические нотки, этот спектакль пришелся по душе отцу народов. Как известно Сталин очень любил эту пьесу. Как же так?

Антон: — До сих пор это остается загадкой. Я лично увидел в пьесе трагедию, а Катаев написал, что это водевиль. Чтобы понять, почему Сталин любил эту пьесу, надо посмотреть тот спектакль, на который он ходил. Мы же не знаем, что это была за постановка, быть может, режиссер вымарал все сомнительные места и в результате получился действительно такой веселенький водевильчик. Хотя сам по себе сюжет и впрямь водевильный: две пары меняются женами, возникает конфликт, но, несмотря на все перипетии, все заканчивается хорошо. У нас много пьес с таким каламбурным сюжетом.

— Чем же вас привлекла именно «Квадратура круга»?

Антон: — Она очень современная и актуальная. Возрастающая диктатура в стране уже становится нормой: с экранов телевизоров нас учат, как нужно жить, сколько детей рожать, каждый день нам твердят о том, что нужно во что бы то ни стало повышать рождаемость и при этом не делают ничего для людей.

Мы специально начали наш спектакль с лекции о двенадцати половых заповедях. Эта реальная книга, написанная А.Залкиндом в начале двадцатых годов прошлого века. Ее читали во всех школах и университетах СССР. Мы хотели показать, что эти «правила» — всего лишь формальность. Ведь если между людьми возникают чувства, вся идеология рушится в один момент. Об этом говорит и сам автор. У Катаева очень тонкий юмор, здесь нет ни одной шутки ниже пояса. Ну где сейчас найдешь такие добрые и смешные пьесы? Вся современная драматургия основана на жесткости и стриптизе души.

— На какую целевую аудиторию рассчитана ваша постановка? Понятно, что людям старшего поколения будет проще понять этот «советский» спектакль, а вот молодежь уже далека от всего этого.

Антон: — Мне кажется, у нас получился постмодернистский пирог, каждый найдет в этом спектакле что-то свое. Молодому поколению будут в большей степени интересны отношения, которые складываются между главными героями. Мы ставили «Квадратуру» в Рыбинске года три-четыре назад, и у нас эта постановка пользовалась большим успехом особенно среди молодежи. Эту пьесу можно смело назвать классикой, а классика, как известно, никогда не выйдет из моды.

Татьяна: — Мне кажется, эта пьеса очень нравоучительна и тем ценна. Мораль ее такова — нужно всегда слушать свое сердце и не идти на поводу у разума. Современные девушки частенько выходят замуж по расчету, совершают глупые ошибки, а потом расплачиваются за это. Эта актуальная проблема во всем времена. Хочется, чтобы именно молодежь посмотрела этот спектакль и, быть может, сделала некоторые выводы.

Екатерина Борискова

г. «Вести города», 2013 г., № 18