КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

     Казалось бы, итальянскую комедию слепить совсем нетрудно: побольше энергичной жестикуляции, поярче костюмы, танцы погорячее, шутки погрубее, и — публика у ног актеров.

     Но на самом-то деле поставить хорошую комедию дель арте — высший пилотаж. Потому что пьесы Мольера, Лопе де Вега и Гольдони требуют именно тщательной режиссерской продуманности, формы. Без них не стоит и браться.

     Нижегородский режиссер Леонид Чигин еще две недели назад горячо убеждал меня, что умеет ставить Гольдони. Я слушала его с ироничной улыбкой, ибо рецептик итальянской комедии давно известен и несложен. И даже оливкового масла не требует. После премьеры «Кьоджинских перепалок», которая прошла в нашем театре в минувшие выходные, я признаю: Леонид Чигин действительно умеет ставить Гольдони.

     У него есть собственный рецепт, в который не входят традиционные ингредиенты. Гольдони от Чигина — это темп, трюки и актерская импровизация. Причем последний компонент — самый острый и пикантный. Потому что благодаря ему не будет двух одинаковых «Кьоджинских перепалок» на саровской сцене. Уникальность гарантирована. Не правда ли, замечательное пополнение репертуара нашего театра?

     Итак, действие разворачивается в местечке Кьоджа, находящееся неподалеку от Венеции. Глухая провинция, в которой живут рыбаки. Простые, как три копейки, грубоватые и бесхитростные.

     Зато рыбацкие жены и невесты за словом в карман не лезут. И охотно чешут языками в ожидании своих разлюбезных… Вот эти длинные языки и доводят ситуацию до трагедии местного масштаба, почти до братоубийственной войны. И будь кьоджинские мужчины коварны и злопамятны, как сицилийские, мы бы получили в финале гору трупов и рыдающих баб. Но благодаря насмешливости Гольдони до резни дело не доходит. Зрителя ждут хэппи-энд и тарантелла. Но прежде придется досыта насмеяться и вывихнуть челюсти от хохота.

     В центре интриги — пять кьоджинских женщин (актрисы И.Аввакумова, И.Шевцова, В.Юрина, Е.Главатских и С.Петрушина). Каждая — со своим характером, да еще каким!

     Блестяще играет роль Лучетты Ирина Аввакумова. Точная, темпераментная, принявшая на себя маску героини комедии дель арте и свободно чувствующая себя в ней. Следить за ее героиней — просто удовольствие.

     Молодая актриса Екатерина Главатских наконец попробовала себя в характерной роли. Её Кекка хотя и юна, но уж никак не подпадает под «голубую героиню»: языкастая и грубоватая, готовая отбить жениха у Лучетты, да и подраться не прочь. Екатерине, конечно, пока не достает опыта, но юность и обаяние делают свое дело.

     В роли сестры Кекки — Орсетты — актриса Юлия Петрушина, наше пополнение, прибывшее из Казани. У нее до этого были два ввода в детские спектакли. В «Кьоджинских перепалках» она впервые вышла ко взрослой саровской публике. Юлия, несомненно, острохарактерная актриса, владеющая профессией. Наш театр и зрителей с таким приобретением можно только поздравить.

     Что касается мужских ролей, то тут просто фейерверк: заслуженные артисты РФ Владимир Соколов-Беллонин и Анатолий Наумов, Андрей Рудченко и Максим Солнцев, Игорь Головин и Руслан Шегуров… В общем, все мастера на одной сцене. Плюс Руслан Бельский — еще один дебютант этого сезона, перспективный интересный актер, которого сейчас может сломать только приступ «звездной болезни» — так хорошо и резво начинает свой профессиональный путь.

     Все трудности актерской импровизации режиссер возложил на плечи Максима Солнцева и Игоря Головина, и не ошибся. И тот и другой легко парируют шутки партнеров по сцене и «заводят» зал. Эти двое как раз и делают «Кьоджинские перепалки» уникальными. И от того, насколько неистощимой окажется фантазия Максима и Игоря, зависит долгожительство спектакля.

     И все же надо признать, что премьеры в эти выходные были трудными. Актеры пока не усвоили «правила игры», и большинство из них еще не чувствует себя комфортно в предложенных режиссером масках. Однако, без сомнения, в постановке заложен сильный потенциал. И от спектакля к спектаклю она будет набирать обороты, становиться лучше и крепче, как итальянское вино. Главное — не делать долгих репертуарных пауз. Вот придите на «… перепалки» в следующие выходные и — почувствуйте разницу!

Елена Трусова

«Новый Город №», №15 (512)

15 апреля 2009 года