КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

14 октября Театр драмы открыл очередной, 63-й сезон премьерой спектакля «Физики» по одной из самых титулованных пьес швейцарского драматурга Фридриха Дюрреенматта в постановке засл. арт. РФ Виктора Тимофеевича Арсеньева.

Обращение к Дюрренматту в год 65-летия ядерного центра вполне логичен. И, на моей памяти, драматургический материал для такой необычной театральной аудитории, как физики-ядерщики, выбран впервые. Хотя пьеса «Физики» для многих театралов в особых представлениях не нуждается.

Написанные в 1962 году, когда уже были испытаны не только сахаровская «слойка», но и «кузькина мать», а мир находился буквально в шаге от Карибского кризиса, «Физики» были поставлены, кажется, на подмостках всего мира. Ничего удивительного: Дюрренматт поставил вопрос о нравственной ответственности учёных за собственные открытия. Второе рождение пьеса пережила в начале 80-х годов прошлого века, в момент накала «холодной войны» двух супердержав.

Тема остаётся актуальной до сих пор: мировую общественность будоражат то биологи с их экспериментами по клонированию животных и клеток человека, то кибернетики и математики с андронным коллайдером, то химики… Каждое открытие поднимает один и тот же нравственный вопрос: использовать достижения во благо человечества или для наживы? В чьи руки попадают уникальные разработки? Чем обернется для нас очередное открытие?

Действие пьесы разворачивается… в частном сумасшедшем доме с романтичным умиротворяющим названием «Вишнёвый сад». Доктор Матильда фон Цанг присматривает за богатыми пациентами. Но особого внимания заслуживают трое обитателей – физиков, эдаких милых безобидных сумасшедших, один из которых считает себя Исааком Ньютоном, второй Альбертом Энштейном, а третий, Иоганн Мебиус, разговаривает каждый вечер с царём Соломоном. Они были бы вполне образцовыми пациентами, если бы по очереди не убили своих сиделок…

Дюрренматта называли мастером психологической прозы: он тонко строит взаимоотношения героев. Да и сам сюжет «Физиков» завернут лихо, при том, что детектив перевёрнут с ног на голову: вот они, убийцы, известны с самого начала… Но мотивы! Мало того, сам Дюрренматт причислял свою пьесу к… комедии! Пусть социальной, но все же!

Режиссёр-постановщик В. Т. Арсеньев поставил «Физиков» как трагикомедию, в очередной раз, прибегнув к гротеску – все причудливо, фантастично и чрезмерно. Вкупе со сценографией засл. раб. культуры РФ художника-постановщика Владимира Ширина время действия 60-е годы прошлого столетия – становится неважным, условным. В постановке уместно и с толком использованы и световые эффекты, и музыкальное сопровождение, удачно вплетены и танцевальные номера.

Однако режиссёрский выбор в пользу гротеска, на мой взгляд, ослабил финал. У Дюрренматта он и так пессимистичен – настоящей сумасшедшей в этом доме скорби оказывается именно владелица санатория, и она то и есть тот нечистоплотный делец, который в погоне за наживой, используя открытия своих вполне адекватных физиков, и может уничтожить мир. В гротесковом звучании финал превратился в нечто в лучших традициях «Бэтмена» или «Супергероя»…

В главных ролях заняты ведущие мастера сцены – Максим Солнцев (Энштейн), Андрей Рудченко (Исаак Ньютон) и Руслан Шегуров (Иоганн Мебиус). Режиссёрский расчёт оказался верным: три крепкие актёрские работы, и хотя у Руслана центральная роль, но никто не тянет одеяло на себя, и зритель видит ансамблевую игру, слаженное трио.

Роль доктора Матильды фон Цанг исполняет засл. арт. РФ Эмма Ивановна Арсеньева. Исполняет блестяще: умно, иронично, тонко, так, что зритель, незнакомый с драматургическим материалом, никогда не заподозрит в её героини сумасшедшую; желающую захватить власть над миром. Год из года не устаёшь поражаться актёрскому мастерству Эммы Ивановны, разным граням её таланта, она никогда не изменяет своему вкусу, не подстраивается под публику – напротив, всегда переманивает её на сторону своих героинь, даже если они далеки от лучших образчиков женских натур.

И хотя «Физики» в постановке В. Т. Арсеньева не открывают публике новых имён, не говорят новое слово в искусстве, но это ладно скроенный и крепко сшитый спектакль, с которого вы не уйдёте с ощущением зря проведённого вечера.

А уже на этой неделе саровская публика увидит ещё одну премьеру – спектакль «Примадонны» по пьесе К. Людвига в постановке рыбинского режиссёра А. Неробова…

Е.Трусова, фото А. Синельщикова

«ВЕСТИ города» № 42 от 19 октября 2011 г.