КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Новый сезон в театре драмы откроется 14 октября весьма необычным и интересным спектаклем.


На этот раз для зрителей в качестве премьеры здесь приготовили спектакль «Физики» по пьесе Фридриха Дюрренматта. Режиссер-постановщик – заслуженный артист РФ Виктор Арсеньев. В далекие 60-70-е, а именно в эти годы пьесу брали в работу многие советские театры, наш город обходил ее стороной. И, в общем-то, по понятным причинам. Холодная война все еще набирала обороты, и дискуссии о моральной ответственности советских ученых-ядерщиков за свои изобретения тогда были не уместны. Дюрренматт же своей пьесой говорит о том, что люди не в состоянии употребить без вреда для себя научные открытия гениев, опередивших свое время. Отсюда вывод – человечество должно научиться договариваться и преодолевать разногласия, объединившись в борьбе за всеобщее выживание на планете.

В.Арсеньев:

— Конечно, пацифизм пьесы в 70-е в Сарове был бы не приемлем. Насколько это актуально теперь? Думаю, что весьма. Кто ожидал, например, что по арабским странам прокатится такая волна народных возмущений и революций? Это целый фронт. Напряжение чувствуется во всем мире. Около 10 стран мира, кто в открытую, кто скрывая, имеют ядерное оружие. Даже полуголодная Северная Корея обзавелась бомбами и ракетами. В каждой из таких стран — разные руководители, и что именно и когда им взбредет в голову, никто не знает. Все помнят террористическую атаку Америки с самолетами-убийцами.

— Именно поэтому и название «Физики»?

— Суть в том, что пьесу можно было бы назвать, например, «Биологи», «Генетики». Речь идет о научных изобретениях в разных областях. Ведь и в генетике можно натворить такого, что мир взорвет и еще как взорвет!

— Так спектакль — призыв к совести ученого?

— Не будем преувеличивать своих возможностей. Я не уверен, что спектакль будет иметь такое воздействие. Но попытаться стоит. Ведь у нас все как, пока жареный петух не клюнет… Про совесть. История с Андреем Дмитриевичем Сахаровым в этом плане очень поучительна. Осознать и в какой-то момент ужаснуться тому, что создал, — это великая сила характера.

— Как Вы считаете, в нашем Ядерном центре примут спектакль?

— Мы сами на себя порой напускаем страхи: не поймут, не пойдут. А мое мнение – пойдут и поймут. Каждый должен отвечать за то, что делает. Вот за спектакль же я отвечаю.

— Сегодня на прогоне спектакля у меня появились какие-то ассоциации с «Полетом над гнездом с кукушкой». Мир, кажется, должен дойти до сумасшествия, до пограничного состояния, чтобы встрепенуться, прийти, наконец, в себя и что-то понять.

— Цель физики – не сама физика, а результат. Когда взят наихудший из возможных поворотов, все доведено до гротеска, а именно этим приемом пользуется драматург, можно возбудить внимание, заострить проблему, встряхнуть сознание людей. В пьесе все начинается с детективной уголовщины: пациенты-физики, обитатели сумасшедшего дома, убивают своих сиделок, которые для них являются любимыми людьми. Раскручивается политический детектив, а затем завязывается, можно сказать, шпионский роман, когда две разведки пытаются заполучить себе гениального физика с его уникальными идеями. Как далеко все это от правды жизни – судить зрителю. Возможно, что и роль психиатра Матильды фон Цанд, женщины, которая хочет управлять всем миром, не так уж реалистична. Но разве амбиции завоевателя чужды человеку? В жизни все бывает, может быть, просто не в таких масштабах. А ассоциации с «Полетем над гнездом с кукушкой» правильны. Кстати, довольно давно А. Крутов, в то время главный режиссер нашего театра, ставил эту пьесу. И Эмма Арсеньева тогда тоже играла медсестру.

«Физики», как уже, наверное, поняли наши дорогие читатели, — это не только глубокие и актуальные идеи для сохранения мира на земле идеи, но и — напряженное действие с неожиданным, в духе хорошо выстроенного детектива, финалом. А еще прекрасные актерские работы. В постановке заняты заслуженная артистка РФ Эмма Арсеньева, Максим Солнцев, Руслан Шегуров, Андрей Рудченко, Ирина Аввакумова, Константин Алексеев, Наталья и Андрей Опалихины, Александр Ломоносов, Светлана Киверская, молодые актёры театра. Еще на успех спектакля работает выразительное сценографическое оформление, выполненное заслуженным работником культуры РФ, главным художником театра Владимиром Шириным. А также хореография балетмейстера Оксаны Илларионовой и музыкальное и видеооформление звукорежиссера Дмитрия Чуйкова. Великолепно звучит живая музыка в исполнении Ирины Васильевой (рояль) и Елены Тюхтиной (скрипка). В общем, уважаемые физики и лирики Сарова, этот спектакль для вас. Идите, смотрите и получайте удовольствие.

Б.Аполлонова

«Городской курьер», 2011 г, 12 октября