КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

На саровских подмостках премьера. После 47-летнего перерыва играют Антона Павловича Чехова. Представляют «Дядю Ваню». Над этой пьесой автор работал почти восемь лет с 1890 до 1897 года. В ее основе лежала пьеса «Леший».

Максим Горький, смотревший некогда «Дядю Ваню» в Нижегородском театре, находясь под впечатлением от произведения, которое «не отвлекает человека от реальности», написал Чехову: «Смотрел и плакал, как баба!» Ну, Алексей Максимович был человеком чутким, да и когда это было? Но вот на премьере «Дяди Вани» в Сарове видела я, как в темном зале блестели слезы в глазах зрителей. Признаться и сама пару раз не сдержалась. Были слезы и на сцене…

– Мне нравится, что Чехов нравственный автор. Мы разучились слушать друг друга… Драма эгоизма, — говорит режиссер постановки, Александр Иванович Кладько, приглашенный в Саров на постановку «Дяди Вани» из Берлина. – После Берлина Саров – контраст. Ставит там не легче, чем здесь. – Работа есть работа, дело надо делать, — философски замечает Александр. И продолжает: — Интересные люди есть везде. В глубинке зерновое (слово-то какое!): простота, открытость. Материал огромный! Первая же задача – убрать налет святости с чеховской драматургии. «Проще, умоляю вас, проще! – говорил Антон Павлович постановщикам своих пьес.

Тридцатилетний Александр Кладько второй раз ставит «Дядю Ваню», вот уже год в Новосибирске идет его первая «версия». Таким образом, можно предположить, что в саровском варианте – это спектакль, вызревшей в сознании режиссера. А вот для наших актеров Чехов, как ни крути, профессиональный шаг вперед, маленькое открытие. Видно, что они соскучились по академическим постановкам, так старательно они работают над образами. Даже эпизодические роли исполняются с особым удовольствием, смаком.

Владимир Иванович Немирович-Данченко заметил, что пьесы Чехова с первого сезона «не идут». Оказалось, что актеры до конца не понимают свою роль, им нужно время, чтобы «вжиться». Посмотрим-посмотрим… Хотя уже сейчас можно сказать, что многие исполнители органично вписались в роли.

Александр Салтыков играет Астрова, того самого, который произносит монолог о том, что в человеке все должно быть прекрасно. Многие, правда, забыли, что говорит он это, находясь в изрядном подпитии… Пожалуй, Салтыкову удается показать в своем герое «последнего романтика», мечтающего насадить лесов и обустроить Россию, но в конце концов опускающего руки. Интересно, что ранее Салтыков чаще играл роли так называемого «второго плана».

Надежда Файзуллина играет Елену Андреевну, причем буквально следуя тексту пьесы. Быть может, со временем актриса и привнесет что-то особенное в образ женщины, в которой течет русалочья кровь. Пока же она действительно «эпизодическое лицо».

Особые слова Владимиру Соколову-Беллонину, исполняющему роль безобидного отставного профессора Серебрякова: во время спектакля напрочь забываешь, что он играет, настолько проникновенно он вжился в роль старика, внесшего своим с женой-красавицей появлением смуту в жизнь Войницких, Астрова и Сони. Однако их пребывание в усадьбе Серебрякова лишь взбаламутило воду, и, как круги от брошенного камня, страсти разошлись во времени и пропали…

Прекрасная роль Александра Бахановича – Ивана Петровича Войницкого, того самого дяди Вани, который страдает, страдает, страдает… Страдает шумно, эмоционально… и потом садится-таки за счеты и выписывает в книгах расход «масла постного».

Героиня Ирины Авакумовой – некрасивая женщина Соня с красивыми глазами, обещающими небо в алмазах. Именно на ее монологах, слышанных и читанных мною десятки раз, я смахивала слезы с глаз.

Многое задумано в этом спектакле. Что-то выплеснулось наружу, что-то осталось внутри. Интересно, без наворотов, поработал над оформлением художник Владимир Ширин. Вместе с режиссером они смогли вернуть «разоренному театру» академическую обстановку.

— На кого из героев «Дяди Вани» похожи вы, Александр Иванович? – спросила я режиссера.

— Хороший вопрос… — чуть задумался Кладько. – Я ловлю себя на мысли, что понемногу на всех.

Посмотрев спектакль, я решила, что так же, по-видимому, могут ответить многие из нас…

Татьяна Свечникова

г. «Саров», 2003 г., № 16