КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Размышления после премьеры

…В театральной гостиной недавно состоялась премьера сказки «Серебряный рубль» по Владимиру Одоевскому.

Сказки? Или саровским детям показали притчу? Классифицируйте как хотите, только непременно пойдите на «Серебряный рубль» с детьми, внуками, племянниками, учениками, воспитанниками. Прочитайте вместе с ними – и посмотрите.

И вот почему. В репертуаре театра, пожалуй, довольно спектаклей для детей. Но «Серебряный рубль» сделал детский репертуар ещё более сбалансированным: в нём есть сказка советских авторов, есть зарубежная классика. Теперь вот – блистательный XIX век, золотой век русской литературы.

…Право, Владимир Фёдорович Одоевский заслуживает, чтобы о нём вспомнили добрым словом. Последний представитель княжеского рода Одоевских – одной из старших ветвей Рюриковичей. По свидетельствам современников, В. Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению, чем приводил в изумление аристократов, завидовавших древности его рода. Оставшись сиротой в раннем возрасте, воспитывался в доме опекуна, двоюродного дяди по отцовской линии, генерала Дмитрия Андреевича Закревского. Став взрослым, публиковал детские сказки, работы по педагогике и музыкознанию. Однако… так уж повелось в России: ну, нет пророков в своём отечестве. Вот и В. Одоевский еще 80-50 лет назад считался всего-навсего периферийной фигурой русской литературы. Ему не ставили памятников, его именем не называли улиц. Из сочинений Одоевского чаще всего публиковалась, а потому первой всплывает в памяти сказка «Городок в табакерке», по которой в сорок лет назад сняли мультфильм «Шкатулка с секретом». Интерес к наследию Одоевского стал возрождаться в последней четверти XX века.

На афише спектакля значится: сказка в концертном исполнении. Идея и воплощение – заслуженной артистки России Александры Дорониной. Корреспонденту «СП» Александра Вадимовна, рассказывая о будущем спектакле, процитировала высказывание Владимира Одоевского: «Искусство говорить с детьми очень важно для успехов целого воспитания. Живое слово может произвести могучее действие на внутреннее развитие ребенка».

Итак, что ждёт детей и взрослых в театральной гостиной на показах спектакля «Серебряный рубль»? Мультимедийное действо в интерьере позапрошлого века. Введет детей в сказку мультфильм. Затем – именно живое слово и замечательная, исключительно в чистой тональности, актерская игра Александры Дорониной и молодой актрисы Ольги Есиной в роли Куклы.

Александра Вадимовна – мастер перевоплощения: понизила голос на октаву – слышим дедушку Иринея. Плавная повадка и назидательные речи – это уже Маменька упрекает Лидиньку за необдуманные действия. Игриво покрутила пальчиком в напёрстке – это маленькая рукодельница Лидинька, а появились чуть простоватые интонации в речи – уже горничная Даша подшучивает над девочкой или, несправедливо обиженная, плачет… Вот актриса резко бросила кружевные перчатки на кресло – ну, сейчас явно всем домашним от Маменьки достанется! А всё вместе – совершенная психологическая достоверность.

Вместе с тем Александра Доронина – и мастер мелких деталей.

Тут, кстати, вспоминается одна из её прежних ролей – вдовицы Дарьи Кругловой в спектакле «Не всё коту масленица» по А.Н. Островскому (постановка трёхлетней давности). Актёрских находок в той роли А.Доронина показала немало, а одна из них была просто изумительна. В сцене чаепития Дарьи Федосеевны и ключницы купца Ахова Феоны (засл. артистка Людмила Романова) Дарья – Доронина потчует старушку наливочкой. Потекшую с горлышка графина капельку «наливки» Доронина вкусненько слизнула!

Действие спектакля «Серебряный рубль» находками искрится. Оригинальна сцена урока французского, где в шутливой форме актриса демонстрирует обширный спектр своих профессиональных приёмов и возможностей. К решению фрагмента «урок музыки» привлечены скрипачка Елена Тюхтина и пианистка Ирина Васильева. Лидинька-Доронина подчёркнуто по-детски – неумело, деревянно – разыгрывает маленькую фортепьянную пьеску, выдалбливая каждую нотку. Но тут вступает Учительница музыки – и пьеса обретает выразительность, цельность. В театральной гостиной безыскусный и глубокий текст русского литературного классика сопровождается классическими же музыкальными произведениями П. Чайковского, В.А. Моцарта, И.С. Баха, Ж.Б. Люлли, Л.Р. Боккерини в исполнении Е. Тюхтиной и И. Васильевой (фортепьяно).

Изящно и остроумно решена в спектакле тема куклы. Роль Ольги Есиной – роль без слов, практически без мимики. Однако хореограф спектакля Оксана Илларионова разметила рисунок движений Куклы так, что безусловно веришь каждому. А Доронина-Лидинька в итоге берёт в руки некое черномазое недоразумение – старую куклу – и, благоразумно отказавшись от покупки новой, рассуждает, «что у неё и старая кукла ещё очень хороша, а что только нужно ей купить кроватку». Финальная сцена – грустная новая Кукла уходит в свою коробку: Лидинька отказалась от неё. Маленькая девочка проявила здравомыслие и самоограничение, чтобы исполнить то, что, как ей казалось, должна была исполнить.

Сказки Одоевского изначально знакомили детей с реальными явлениями и предметами, расширяли кругозор, развивали творческое воображение и мышление, воспитывали. В «окне» гостиной дедушки Иринея сейчас осенний пейзаж. Он, кстати, будет меняться со временами года. И в этом же «окне» маленькие зрители увидели трогательные детские портреты XVIII – начала XX веков.

…Вообще-то «Серебряный рубль» – совсем небольшая сказка. Сейчас говорят – три странички формата А4. Какими свойствами наделил героев сказки князь Одоевский, что увидела в каноническом тексте заслуженная артистка России А. Доронина и – с её помощью – маленькие саровчане? Традиционные ценности: семью и милосердие, ответственность за свои слова и поступки, трудолюбие и стремление к познанию, сострадание, благородство души, отзывчивость…

В процессе работы над спектаклем, по словам автора идеи и сценического воплощения, ей воодушевлённо помогал весь коллектив театра, а особенно те, кто непосредственно принимал участие в постановке сказки. Соединила всех любовь к детям. И напоследок следует отметить, насколько же сильна в актёрской среде корпоративная солидарность. На премьеру пришли многие коллеги А. Дорониной – молодые артисты. И, что ещё важнее, – уже со своими детьми. И с цветами.

Татьяна Криницкая

г. «Саровская пустынь», 2017 г., № 11