КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

И вновь на сцене театра драмы состоялась премьера

Для постановки режиссером (о нем чуть позже) была выбрана глубокая русская классика – пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» Почему классика? Скорее всего, дело в том, что наша современность просто изобилует трагедиями или комедиями, драмами и фарсами. А современная тематика требует глубокого осмысления. В свое время М. А. Булгакову понадобилось много времени, чтобы понять и передать трагедию интеллигенции в романе «Белая Гвардия», а затем и в инсценировке этого произведения – «Дни Турбиных». Скорее всего, именно поэтому ставится классика, причем она не приспосабливается к потребе дня, а ставит перед зрителем вопросы о вечном, непреходящем. Театр как бы заново воскрешает подзабытые понятия морали, совести порядочности и добра. Он словно бы преподает зрителю нравственный урок вместе с Чеховым, Горьким, Островским, Шекспиром и другими давно забытыми драматургами.

Именно с этой точки зрения можно объяснить обращение режиссера-постановщика Юрия Васильевича Клепикова и сценографа Анастасии Ивановны Глебовой к наследию А. Н. Островского. Оба они – выпускники Московской театральной Академии. Правда Ю. Клепиков в свое время закончил Пермский институт Искусств, руководил профессиональной театральной студией, и его коллектив был удостоен Диплома российского театрального фестиваля профессиональных театров-студий.

Взяв для постановки пьесу А. Островского, режиссер внимательно вглядывается в бесконечную карусель жизни, понимая ее гибельную неодолимость. Места вроде должно хватить всем, но как же тесно живут люди, являя собой жертву и палача в одном лице. В этом, пожалуй, ключ образного решения спектакля.

Отсюда и сценографическое решение. Ажурные, легкие декорации, много дверей, и персонажи появляются неожиданно то из той, то из другой двери.

Липочка (арт. А Доронина и Д. Казакова), Подхалюзин (арт. А. Опалихин), Рисположенский (арт. А. Салтыков и Р. Судаков), Тишка (арт. М. Солнцев), Фоминична (арт. Н. Барчук и Н. Опалихина) – все живут как бы в параллель, каждый со своей задачей и целью. Однако, приглашение на ведущие роли корифеев театра: В. Соколова-Беллонина (Большов), Засл. арт. РФ Л. Романовой (мать Липочки) дало возможность точно выстроить ключевые сцены спектакля, которые и задали крепкую смысловую структуру всей постановки.

Каждый из персонажей готовит ловушку-капкан для другого, и каждый из них в той или иной степени в них попадает, становясь жертвой, во многом, собственных хитросплетений. Сегодня Большов проиграл Подхалюзину. Но как знать, как знать… Его уже караулит Тишка. Карусель-то ведь круглая.

Спектакль во многом выигрывает из-за участия в нем оркестра театра, причем, во втором отделении артисты оркестра органично вплетены в сценическое действие. Удивителен и подбор музыки: Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Штраус, А. Грибоедов и А. Аренский.

В целом постановка сделана на хорошем профессиональном уровне и прочитывается свежо и современно.

Так почему же классика? Многое сегодня словно бы возвращается вспять, к истинному гуманному осознанию бытия человека, самих себя.

А.Шевцов

г. «Город №», 1996 г., 22 февраля