КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Когда закладывался первый камень нового театрального здания, еще слабо представлялось, каким красавцем оно станет потом. И не столько снаружи. Впечатляет, в первую очередь, сцена – современная и удобная, с уникальным техническим оснащением. Специалисты утверждают, что второй такой в России еще поискать, разве что в столичном театре… Итак, 14 октября в Сарове Нижегородский областной театр драмы (а на билетах – Саровский муниципальный) показал первый спектакль в новом здании. Театральный сезон открылся премьерой «Дети полудорог», в которой участвовали 90 исполнителей, в том числе сводный хор (школы искусств, музыкальной и вокалисты ЦКиД ВНИИЭФ).

Дети полудорог

Люди любят поспорить. Особенно о том, в чем, по их мнению, хорошо разбираются. В искусстве, музыке, например. Так о чем же была премьера? Мечтатели и романтики с придыханием ответят: «О любви!» Прагматики и реалисты, ударившись в исторические размышления, непременно вспомнят 1806 год. Российско-американскую компанию, первую попытку двух стран установить торговые отношения через огромное водное пространство. Морякам обязательно придутся по сердцу морская тематика и патриотизм – великий, русский патриотизм, который свойствен только самым лучшим сынам своего отечества. Все это так. В общем и целом спектакль обо всем этом и рассказывает. Но почему все же «Дети полудорог»? Поэт Вознесенский устами графа Резанова очень просто все объясняет. В какой-то степени мы все, решившие взвалить на себя непомерный груз идей, надежд на благополучный исход дел – авантюристы. Потому что дойти до конца с таким грузом под силу не всем. Не преодолеть всего пути, всей дороги не надорвавшись. И все-таки слава тем смельчакам, которые рискуют здоровьем, жизнью ради задуманной цели!

И о любви. Совсем чуть-чуть. Герои, если они герои, конечно, живут полной жизнью. И любовь их – не сладкая патока удовольствий, а страсть, самоотречение и даже самопожертвование. Кто-кто, а вы, дорогие читатели, в этом наверняка разбираетесь не хуже. Опыт русской литературы – лучший человеческий опыт. Но может ли любовь быть жертвой Отечеству? Еще как! На протяжении всей российской истории это случалось неоднократно. Не обошел своей судьбы и 42-летний русский офицер, мореход граф Резанов. Его страсть к 16-летней Кончите впечатляет. Но что такое сама по себе эта история, если бы ее не взялся описать в стихах большой поэт Андрей Вознесенский (у всех на слуху строки «Я тебя никогда не забуду, аллилуйя любви…»), в музыке – Алексей Рыбников. По-моему, такими шедеврами никакой постановки даже в провинциальном театре не испортишь. Мощная музыка соединила обрядовые мотивы и достоевский «рок». Но во времена спектакля в постановке Марка Захарова жанр рок-опера был запрещен. «Виной тому – политические параллели, Америка, Россия, христианские мотивы, секс, рок и прочая чушь. Да еще и Казанская Богоматерь пела при помощи ультразвука!» — так писал затем А. Вознесенский в книге «Мой 20-й век». В общем, спектакль ставить не разрешали. И никто из знакомых людей во власти ничего сделать не мог. И тогда М. Захаров предложил Вознесенскому: «Андрей, у меня на примете есть еще кое-кто, который может помочь». В Елоховском соборе они поставили свечки у иконы своей героини – Казанской Божией Матери. Вознесенский купил три образка Матери-заступницы и отвез их Николаю Караченцову и Елене Шаниной. Наутро оперу «Юнона и Авось» разрешили. Вознесенский, правда, тут же оговаривается: «Может быть, Марк ночью звонил кому-то. Но, как писал поэт: «Какое здесь раздолье вере!»

В общем, с тех пор спектакль живет, и не только в Москве. Мне посчастливилось посмотреть рок-оперу Ленинградского музыкального театра, гастролирующего в Саратове. А теперь вот – и в Сарове поставлен спектакль «Дети полудорог».

К режиссеру и исполнителям

То, что сам делаешь с удовольствием, как правило, нравится окружающим. Особенно актерам – особенно актерам – они буквально упивались тем, что творили на сцене (Но хотелось бы позже собраться в «Театральной гостиной «ГК» для подробного разговора.) За попытку всем спасибо. Режиссеру – за смелость и авантюрное, а потому трудновыполнимое желание объять необъятное, соединить несоединимое. Красочно, музыкально, образно, романтично. Шикарные декорации и свет. Спектакль будет жить и развиваться дальше. Редакторы – народ противный. А потому считаю: неплохо бы сократить начальную сцену с экраном с плещущимися волнами и долго гремящим колоколом, да и Кончите с огнестрельным оружием ни к чему, на мой взгляд, гоняться за отцом (похоже на разборку новых русских). А вот тандем Романова – Кашев, ведущих спектакль, очень неплох. В музыкальном спектакле исторические ремарки необходимы. И, конечно же, виват хору, солистам и в первую очередь Ирине Левченко, Елене Ляминой, Александру Рахтову, Роману Сванидзе. Отдельное спасибо Андрею Рудченко. Актерский рост очевиден. Собственное пение вызывает очень большую симпатию. Хороша финальная сцена – слияние всех и вся талантов театральных и самодеятельных. Постарались!

За попытку… спасибо!

Бэлла Аполлонова

г. «Городской курьер», 2006 г., № 42