КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Ах, театр! Эх, театр… Любите ли вы наш театр? А знаете ли, что там нового? А почему театр не делает…

Подобные вопросы и замечания – из серии эмоций. И хотя эмоциональная составляющая для сцены – основа творческого процесса, сегодня речь пойдет о другом. О театре – рационально. Мой собеседник – директор муниципального бюджетного учреждения культуры (именно такой статус имеет Саровский драматический театр) Марина Першина. Повод – завершение сезона. Предлог – предстоящее выступление на нашей сцене участников фестиваля «Веселая коза-2013».

– Марина Владимировна, «Коза» — это точка в сезоне 2012-2013? Или что-то еще планируете на летние месяцы?

– Гала-концерт Всероссийского фестиваля театральных капустников «Веселая коза-2013», который пройдет в театре 19 июня, станет для зрителей завершающим аккордом 64-го сезона. Надеюсь, что аккордом ярким, шутливым и по-настоящему театральным.

25 июня состоится сдача нового спектакля для детей «Вождь краснокожих» по мотивам рассказа О.Генри. Увидеть его можно будет уже в следующем сезоне.

– Вы довольны результатом работы коллектива в течение года? Кстати, как вы подводите итоги: по году календарному или творческому?

– Итоги подводим дважды. Как учреждение — по календарному году, как театр — по творческому сезону. Поскольку об итогах года говорить рано, скажу о сезоне.

Чем отличается театр от любой другой организации? Тем, что в театре все изменчиво, один сезон не похож на другой. Появляются новые постановки, лица, жанры, настроения и события. Даже зрители, как мне кажется, год от года по-разному реагируют на происходящее на сцене.

Итогами сезона я довольна, он был насыщенным. В репертуаре театра появились семь новых спектаклей, мы испытали стресс от недельной режиссерской лаборатории современной драматургии под руководством Театра наций, приняли участие в нескольких фестивалях и провели свой — фестиваль сказок.

Без ложной скромности могу сказать, что этот сезон был «продюссерским», директорским. Сегодня не каждый театр может позволить себе эксперименты. Мы пошли на сознательный риск, поставив спектакль-иллюзию «Оркестр Титаник» по пьесе современного болгарского драматурга Х.Бойчева и диптих «Последние луны» — «Тихая ночь», понимая, что сегодняшний зритель не особенно ждет такие спектакли. Но поскольку мы, как муниципальное учреждение, чувствуем социальную ответственность перед городом, его жителями, предлагаем непростую драматургию. Да, это не кассовые вещи, но у них есть свой зритель.

— Что было самой большой удачей? Актерской, режиссерской?

Безусловной удачей стала победа Людмилы Афанасьевны Романовой в фестивале Премьеры сезоны. Но это только одна из официальных наград. И Владимир Борисович Соколов-Беллонин, и Ирина Аввакумова, и Руслан Шегуров, Андрей Рудченко в диптихе «Последние луны» — «Тихая ночь» достойны самых высоких оценок. Сергей Закаржецкий очень удачно создал образ Доко Докова в «Оркестре Титаник». Эмма Ивановна Арсеньева – роль Памелы в спектакле «Ах, как бы нам пришить старушку!», замечательный актерский ансамбль «Кадрили», неожиданный творческий дуэт Андрея Рудченко и Марианны Асста в «Квадратуре круга», Евгений Цапаев в сказке и в «Укрощении строптивой»… могу перечислять долго, и пусть не обидятся на меня артисты, если я кого-то не назвала…

Приятно, что участие в смотре-конкурсе театральных постановок в рамках программы «Территория культуры Росатома» принесло долгожданные плоды: Дмитрий Чуйков был отмечен за музыку к спектаклю «Карпуша forever» в номинации «За лучшее музыкальное оформление спектакля».

— Теперь заглянем за кулисы. Какие изменения в материальной базе? Что появилось нового?

Мы приобрели два экрана размером с «зеркало сцены», дающие возможность создания различных проекционных изображений и эффектов. Обновляем световое оборудование: приобрели новый пульт и комплект светодиодных приборов заливающего света, барабанную установку. Купили микроавтобус.

А еще у нас наладилось плодотворное сотрудничество с городской Художественной галереей, площадку которой мы используем как малую сцену театра.

– Как планируете в новом сезоне привлекать зрителя? Что готовите для детей?

– Во-первых, в новом сезоне в театре появится бесплатный WiFi, что позволит зрителям в режиме реального времени, как говорится «не отходя от кассы», получить информацию о наших спектаклях в сети Интернет.

Для юных саровчан мы планируем сразу несколько новых постановок. Наряду с «Вождем краснокожих» к новогодним каникулам готовим постановку «Принцесса-трещотка» по мотивам произведений С.Топелиуса.

– Денежный вопрос всегда важен. В этом году заметно выросла зарплата сотрудников учреждений культуры, театра в том числе. За счет чего вы смогли это сделать?

Значительное увеличение средней заработной платы сотрудников всех учреждений культуры произошло с 1 апреля этого года. Увеличение стало возможно за счет целевой субсидии из областного и местного бюджетов. Причем рост зарплаты произошел у всего персонала, независимо от должности.

Безусловно, это приятно. Ведь наконец-то государство вспомнило о работниках сферы культуры… Но данное повышение влечет за собой и определенные изменения, возможно, не очень популярные. Не секрет, что уже третий год театр работает в рамках муниципального задания, а именно: театр оказывает услугу по показу спектаклей, а также выполняет два вида работ — постановка, создание спектаклей и организация, проведение городских вечеров, посвященных государственным праздникам. Да, да, театр — организация, оказывающая услугу, как ни странно это звучит.

Сегодня театр — это не просто учреждение, где собрались творческие люди и на бюджетные средства занимаются творчеством. По сути, театр создает и показывает «продукт» – спектакль. Учредитель (городская администрация) устанавливает нормы, и вправе спросить с театра результат, который оценивается по доходам от оказанных услуг, количеству зрителей, участию театра в конкурсах и фестивалях.

Каждая копейка, потраченная бюджетом на содержание учреждения, должна быть оправдана и эффективно использована. Вторым источником повышения заработной платы сотрудников должны стать доходы от приносящей доход деятельности, в нашем случае – это доходы от продажи билетов на свои постановки, гастрольные мероприятия и иных услуг.

Но это вовсе не значит, что у каждого сотрудника, независимо от «вклада в общее дело», зарплата вырастет одинаково. Должна быть четкая дифференциация и система поощрения, позволяющая стимулировать сотрудников на эффективный труд. Мы пришли к тому, что зарплату надо «зарабатывать», а не просто «получать». Именно поэтому на нынешнем этапе должна быть проведена оптимизация численности персонала учреждения. Хотим мы этого или нет.

– Есть ли какой-то секрет в чудесном мире театра: что должно быть обязательно для того, чтобы зрители рвались на премьеру, актеры мечтали о новых ролях, а директор… Кстати, о чем мечтает директор?

– Как, наверняка, любой директор театра, я мечтаю о полных залах, об успехе каждого спектакля. О том, чтобы театр был пронизан, пропитан, окутан атмосферой творчества. Чтоб жизнь кипела, чтобы и артисты, и каждый сотрудник – от монтировщика сцены до главного режиссера – работал с радостью. Ведь театр — это игра!

Чтобы каждый день жизни театра вносил что-то новое в свою жизнь, жизнь каждого члена коллектива, а коллектив у нас большой, сложный, порой противоречивый…Что говорить — творческий.

Секрет у театра прост и сложен одновременно. Секрет в человеческих отношениях. В театре нельзя приказать. Здесь каждый, кто выбрал для себя своей профессией — служение театру, работает по велению души.

– Не могу не вернуться к теме гастролей. Как аукнулся инцидент с «Голой правдой» и последующими выступлениями в СМИ актера Садальского?

– Никак. На мой взгляд, из данной ситуации отдельными СМИ был раздут «вселенский скандал», видимо, из желания получить некие политические дивиденды. А на самом деле — «буря в стакане».

– О чем вас почему-то не спрашивают журналисты, а так хочется об этом сказать?

– Театр — это такая сложная «машина», внутри которой существует непреодолимый, вечный конфликт. С одной стороны, мы должны создавать произведения искусства, с другой — удовлетворять потребности широкой аудитории. Причем эта дилемма осложнятся тем, что мы — муниципальное бюджетное учреждение. В частной структуре — все просто. За свои деньги вы вольны реализовать любой каприз. А поскольку мы имеем бюджетные финансирование, я, как директор, вынуждена соблюдать баланс между творчеством и рентабельностью. Как бы жестко это ни звучало. Мы — фабрика по производству, по постановке спектаклей, поскольку существуем в рамках муниципального задания, но в то же время вдохновение нельзя поместить в рамки трудового графика.

В провинциальном театре быть профессионалом необходимо вдвойне. Обилие гастролей, с присутствием медийных лиц, которым прощается многое, даже некачественный драматургический материал, создает острейшую конкуренцию в борьбе за зрителя. Возможно, поэтому в последнее время все чаще поднимается вопрос перехода на эффективные контракты. Сегодня, увеличивая размер заработной платы, государство предъявляет к сфере культуры иные требования: зарплата должна расти, но расходы сокращаться. Как? Должны остаться только те подразделения и сотрудники, которые вносят наибольший вклад в развитие и эффективное функционирование учреждения. На эту тему ведутся споры, поскольку определить, что взять за критерии эффективности работы, в частности, театра — очень сложно. Ведь невозможно измерить в каких-то единицах влияние искусства на человека. И все же задача поставлена, значит, ее надо решать.

Если говорить о нашем театре, то уйдут внешние совместители, поскольку повышение заработной платы предусмотрено только на штатный персонал. Пройдет сокращение оркестра, как структурного подразделения. Сегодня театр имеет статус драматического, и оркестр не может быть полноценно задействован в работе, а это влечет за собой снижение уровня исполнительского мастерства отдельных артистов, что влияет на качество работы коллектива в целом. Данные преобразования позволят существенно сократить расходы, а музыканты смогут реализовать свои творческие замыслы в рамках отдельных проектов, работая с театром по договорам. Появление таких программ уже запланировано в ближайшее время, в новом, 65-ом театральном сезоне.

С.Михайлова-Листрем, фото Е.Пегоевой

г. «Городской курьер», 2013 г., № 25