КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

На днях труппа саровского драматического театра вернулась из Димитровграда, где принимала участие во Втором Межрегиональном фестивале «Театральный АтомГрад». Напомним, что в 2011 году наш театр уже был его участником, став победителем в номинации «Лучший спектакль» с постановкой «Васса» режиссера В.Арсеньева. В этом году на суд зрителей и жюри была представлена комедия «Кадриль» по пьесе В.Гуркина, поставленная московским режиссером С.Кутасовым.

К сожалению, на этот раз вернулись без побед. О том, как отозвались московские и питерские критики о постановке саровчан, о закулисьях фестиваля, его участниках и привезенных постановках, о том, чем в целом сейчас живет провинциальный театр говорим с заведующей литературно-драматической частью Ольгой Логиновой и главным художником театра Владимиром Шириным.


Провинции не до эксперимента

— К фестивалю готовились долго?

О.Логинова: — Изначально мы хотели везти совершенно другой спектакль – диптих «Последние луны»-«Тихая ночь». Однако буквально за месяц до фестиваля от этой идеи пришлось отказаться из-за болезни главной героини. К сожалению, на выездные фестивали не каждый спектакль можно представить: нужно учитывать особенности сцены (ширину, глубину, наличие поворотного круга), занятость труппы (многонаселенный спектакль везти значительно сложнее), транспортировку декораций (это вообще дорогое удовольствие). Поэтому легко понять провинциальные театры, которые иной раз и хотели бы поучаствовать в фестивале, но не могут себе это позволить. На этот фестиваль изначально подали заявки 32 театра, после отбора половину отсеяли; кто-то из уже отобранных не смог приехать в силу тех или иных обстоятельств. Так что в итоге на 2-й «Атомград» приехало 13 театральных коллективов.

— Какие замечания жюри сделало провинциальным театрам?

В.Ширин: — Жюри хотелось эксперимента, новаторства и в форме подачи, и в самом материале. Везде и во всем искалась свежая струя. Критиков можно понять, но дело в том, что провинциальным театрам зачастую не до эксперимента. Редкий творческий коллектив может себе это позволить, если только он не специально для этих целей создавался. Большинству муниципальных театров, живущих на деньги городского бюджета и налогоплательщиков, просто бы выжить.

О.Логинова: — У каждого критика есть свои приоритеты, свое видение театра, его эстетики. К примеру, два года назад во главу угла ставились совсем иные требования. Привези мы «Вассу» в этот раз, не уверены, выиграли бы вообще что-то. Ребята из новоуральского театра кукол «Сказ», которые получили гран-при за детскую сказку «Полторы горсти», нам признались, что накануне их спектакль критики из Союза театральных деятелей разгромили буквально в пух и прах. А здесь не услышали ни одного плохого слова. Вот вам разное видение.

— Социальный заказ для провинциального театра важен?

В.Ширин: — А что делать, без него не будет выручки. Любой спектакль нужно прокатывать. Спектакль, который не имеет публики, прокатывать невозможно, а, следовательно, и жить он будет недолго. Так что даже если у театра есть возможность поставить новаторский, экспериментальный спектакль с фестивальными целями, его нелегко будет сохранить «в форме», если на него не будут ходить. В успехе спектакля масса составляющих. Если находится, к примеру, хороший материал, может не подобраться подходящий актерский состав. Или наоборот: актеры есть, а пьеса не совпала с ожиданиями публики. Многое должно совпасть.

— Что же не понравилось жюри в нашей «Кадрили»?

О.Логинова: — По сути, спектакль обвинили в том, в чем его и смысла нет обвинять, назвав кассовым развлекательным спектаклем. Да, согласна, он развлекательный, но, помимо этого, «Кадриль» — добрый спектакль. Он о жизни в глубинке, о ежедневных ее печалях, радостях без глубокого подтекста. Простая народная комедия. А, по мнению критиков, современный театр сегодня должен тяготеть к минимализму и натурализму. У нас же — наивное искусство, можно даже сказать, лубок. Но народ задевает именно это. Кстати, мы были не единственными, кто обратился к творчеству В.Гуркина: Северский театр привез постановку «Саня, Ваня, с ними Римас». Замечательный живой спектакль с хорошей актерской игрой.

— А как публика восприняла «Кадриль»?

О.Логинова: — Очень хорошо. Вот публике как раз всё понравилось.


Антреприза убивает провинциальный театр

— Как сами провинциальные театры озвучили свои проблемы?

О.Логинова: — Основная – это недостаток средств. Все остальное уже как следствие: крыши текут, зарплаты маленькие, актеры не задерживаются.

— От того, что молодые актеры не задерживаются, не получается ли смешение профессиональной труппы с полупрофессиональной? Когда на сцене играют выпускники не вузов, а школьных театральных студий и кружков?

В.Ширин: — Действительно, в провинциальных театрах наблюдается такая практика (кстати, Саровский театр драмы – не исключение). Со временем актеры-непрофессионалы получают актерское образование и составляют костяк труппы, оставаясь в ней надолго. Что неудивительно: они выросли на этой сцене, театр для них – дом. Провинциальные театры часто вынуждены идти по этому пути. Вот мы на себя на фестивале посмотрели и поняли, что, по сути, мы же очень старый театр. По составу труппы я имею в виду, у нас нет прослойки актеров среднего возраста. А это очень сужает режиссерские рамки. Вот Озерск привез 40 человек, это практически вся труппа. И там всего четыре возрастных актера, остальное – молодежь.

— Как им это удалось?

В.Ширин: — Видимо, есть возможность и приглашать молодежь, и создавать атмосферу, в которой молодые актеры уютно себя чувствуют. И в свете сегодняшних разговоров о том, что театр-дом себя изжил, репертуарный театр себя изжил, это наводит на определенные размышления. Потому что Озерский театр, к примеру, доказывает обратное. Традиции театра-дома там заложены очень глубоко, такая семейственность и преемственность поколений. И директор сам из актерской среды, он столько лет этому театру отдал. Недавно слушал интервью с режиссером Григорием Козловым, его на эту же тему спросили. Так он сказал, что провинциальный театр в России должен остаться театром-домом. Просто другой возможности, чтобы выжить, у него нет. Антреприза убивает провинциальный театр. Так что пусть Москва и Питер идут своим путем, а у театра в провинции — особая роль.

— С режиссерами в театрах малых городов есть проблема?

О.Логинова: — Да нет, молодые режиссеры охотно работают с провинциальными театрами. Практически все привезенные на фестиваль постановки были с московской или питерской режиссурой. И это-то как раз понятно. Что дадут ставить в столице совсем молодому режиссеру, не успевшему сделать себе имя? Разве что корпоративы. А тут – целая труппа и хорошее живое дело. К тому же у этих молодых ребят, обычно, множество идей, энергии, азарта, а это по-хорошему «заводит» артистов.

— Я надеюсь все-таки, что для саровской труппы фестиваль прошел не зря…

В.Ширин: — Любой фестиваль – это прекрасная возможность пообщаться с коллегами по цеху и увидеть себя со стороны. Потому что когда мы находимся внутри, варимся в собственном соку, ничего же не понятно. С кем себя сопоставлять, как давать оценку? Ощущение оторванности, жизни своими маленькими радостями — это, наверно, постоянное ощущение провинциальных театров. Но вот стоит только кому-то на тебя посмотреть – и уже понятно, куда надо дальше двигаться. Фестиваль – отличная возможность взбодриться. Время от времени все-таки надо выливать на себя ведро холодной воды.

Ольга Рукс, г. «Новый город». 2013 г., № 43


Наша справка

Второй Межрегиональный фестиваль «Театральный АтомГрад» проходил в Димитровграде с 3 по 10 октября. Участие в нем принимали только профессиональные театральные коллективы из городов с объектами атомной отрасли — Железногорск, Новоуральск, Озерск, Северск, Бийск, Лысьва, Заречный, Вышний Волочек, Балаково, Семей (Казахстан), Димитровград и Саров. Члены жюри — Марина Дмитревская (театральный критик, главный редактор «Петербургского театрального журнала»), Павел Руднев (театральный критик, театральный менеджер, помощник по спецпроектам художественного руководителя Московского художественного театра им. А.П.Чехова), Александра Лаврова (театральный критик).