КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Сезон в новом театре открылся премьерой рок-оперы «Дети полудорог», а продолжился «Сном в летнюю ночь» Шекспира. Начало неплохое – прошлое и настоящее продолжаются одно в другом, а модерн (разумный) отнюдь не враждебен классике. Тем более, что «Сон», насыщенный современными сценическими эффектами, смотрится не менее интересно, чем в варианте «чистого Станиславского»… В итоге, думаю, новый театр заставит многих вспомнить старые добрые времена, когда уж раз-то в месяц мы в театр выбирались.

Итак, первые впечатления получены, и можно о чем-то уже и сказать, начиная, как принято, с вешалки…

Гардероб удобен, гардеробщицы – расторопны и вежливы… Увы, бросается в глаза дефицит зелени – а она была бы в новом театре весьма нелишней, как и стильная посуда в буфете. Но это все, надо полагать, «трудности роста». Зал – хорош, и можно лишь порадоваться, что закончились мытарства труппы. Однако и зрителю теперь хорошо. Тем более, что пустовать этот уютный зал явно не будет.

***

Первым в нашей личной с женой театральной программе оказался Шекспир, поэтому ему – как и положено величайшему драматургу всех времен – первое место…

Комедия «Сон в летнюю ночь» написана в тот же год, что и «Ромео и Джульетта, но, в отличие от знаменитой трагедии, комедия менее известна. А жаль – ведь это еще вопрос, где Шекспир более велик как трагик или как комедиограф! «Сон» здесь – весомый и веселый аргумент в пользу последнего! Причем освоить старинный фантасмагорический сюжет в полной мере оказалось возможным, пожалуй, лишь для современной сцены с ее лазерными и прочими спецэффектами (сразу скажу – блестящими, как и костюмы, и хореографическая сторона спектакля).

Все весьма неплохо – особенно в части сценического движения. Но приходится заметить, что актеры сыграли пожалуй, несколько ниже своих возможностей (а актеры наши очень хороши!) Диалоги и монологи «Сна» так естественны, что не нуждаются ни в малейшем пережиме, аффектации и т.п. Пожалуй, тут современный театр подводит то, что ныне фокус восприятия массовой публики смещен в сторону элементов шоу. И чисто драматической, «станиславской» стороне дела приходится порой сдавать позиции… Поэтому – на мой взгляд – театру Сарова, вводя (вполне уместно) в постановку откровенно озорной и веселой пьесы Шекспира приемы шоу, надо жестко помнить также о том, что мощного эффекта можно добиться простой интонацией – как это делали еще прабабушки и прадедушки…

И еще одно о «Сне»… Сюжет его многослоен и далеко не каждому рядовому зрителю сразу понятен. К тому же многие знают от Шекспире лишь то, что он «серьезен» и «писал трагедии». А это не способствует сразу верному восприятию «Сна». К тому же его легкость отнюдь не легковесна. И тут мог бы помочь некий режиссерский пролог, где кратко и внятно объяснялись бы некоторые сюжетные посылки и публику заверили бы, что «хеппи-энд» ей обеспечен…

А вообще-то – спасибо всем, кто подарил нам этот «Сон». Спектакль дошлифуется, и тот, кто видел его, обязательно захочет посмотреть его еще разок – чтобы вволю посмеяться и отдохнуть.

***

А вот – уже не веселые сны, а высокая драма…

«Дети полудорог»… И при мощном впечатлении это – отнюдь не развлечение. Кого-то обескуражило уже название – что, мол, имеется в виду. А ведь оно – точно и емко, и – глубже «ленкомовского»… И оно, конечно, трагично… Здесь и напоминание о том, что камергер Резанов – одна из наиболее драматических и крупных фигур в истории Русской Америки – не прошел и половины замышлявшегося им пути к тихоокеанскому величию России. Здесь – и напоминание обо всей Русской Америке, на полдороге преданной и проданной бездарными венценосцами… Есть в названии спектакля и горечь судьбы юной испанки Кончиты, успевшей прожить лишь половину своей любви, успевшей полюбить, но не успевшей осветить этой любовью жизнь и дела любимого… Да, замыслы, судьбы, любовь оказались свершенными наполовину…

А рок-опера с этим названием – хотя тоже в полной мере оснащена эффективными сценическими фантазиями – смогла в постановке саровчан воплотить эти многоплановые идеи сюжета, текста в волнующее и захватывающее действо. Однако это – не шоу, хотя зрелищность зрителю обеспечена вполне! Это – отличный синтетический спектакль, где режиссеру Т. И. Левкиной и его участникам пришлось соответственно решать сразу ряд задач – как творческих, так и организационных. И в целом все более чем удалось!

Причем лишь такому, пожалуй, режиссеру как Т. И. Левкина – досканально знающему возможности всех творческих сил Сарова – и профессиональных, и самодеятельных, было под силу собрать все их в одном спектакле, под одной крышей и в единой творческой работе. За это Татьяне Ивановне – не только отдельное спасибо, но и отдельный поклон. Ведь кроме прочего, на такой шаг – поставить рок-оперу – надо было еще и просто отважиться!

Спектакль хорош и волнует – что там говорить! Прекрасное впечатление производило уже его первое «появление на публике» — в зале музыкальной школы им. Балакирева. Уже тогда голоса солистов, хор, музыка – все соединялось в одно, не распадалось и создавало ансамбль чувств и впечатлений.

Сценический вариант, безусловно, и более мощен и более совершенен… Приходилось, правда, слышать мнения, что в сюжете, мол, «не все понятно» и кое-что «запутано», но это, простите – проблемы тех, кто не привык к тому, что театр – не всегда «шоу» и развлечение. Это нередко – немалая работа души и мысли.

Нет, левкинские «Дети полудорог» смотрятся на одном дыхании! И смотрятся с неослабным интересом – от появления «Некоего в черном» до оптимистического финального гимна Добру, Согласию и Пониманию людей. Выделить кого-то или чью-то работу тут вряд ли возможно – все одинаково хорошо: оформление, свет, костюмы, постановка танцев… Хороши музыка и голоса, хороши массовые сцены, и, безусловно хороша игра актеров, где первенство не только по сюжету, но и по зрительской благодарности надо отдать конечно, А. Рудченко (и его коллеге по вокалу А. Рахтову).

Что же до режиссуры и общего сценического решения спектакля, то они не просто адекватны авторским идеям А. Вознесенского, но – на мой взгляд – трактуют их глубже, чем это было в том же «Ленкоме», да и, пожалуй, чем у самого Вознесенского. И это – общая заслуга всех тех, кто сделал этот спектакль.

Можно уверенно сказать: наш театр возродился не просто в новом здании, но и в новом качестве – как явление потенциально очень крупного масштаба, которому под силу – при большой работе – решение очень серьезных творческих задач.

Спасибо, и – в добрый путь!

С. Брезкун

г. «Новый город №», 2006 г., № 46