КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Саров – город театралов. И одно это уже объясняет наличие в городе драматического театра. Когда-то он располагался в одном из зданий монастырского комплекса, а потом, во время инвестиционной зоны, появилось огромное строение в центре города, некая архитектурная махина, притягивающая взгляды своей неоднозначностью. А вот что скрывается за его стенами для большинства саровчан остается вопросом. Зачастую то, что мы видим, приходя на спектакли, это лишь верхушка айсберга. Гораздо интереснее пройтись по тихим коридорам от цокольного этажа до самого купола и посмотреть чем изнутри живет саровский театр. Эти и занялись депутаты городской думы, которые пришли на экскурсию в драматический театр в рамках работы социального комитета.

Посторонним вход… открыт

Встречает гостей радушный персонал, что уже настраивает на позитив. Конечно, сама атмосфера говорит о том, что мы пришли в незаурядное место, а в настоящий храм искусства. Директор учреждения М.Першина и ее подчиненные предлагают начать осмотр. Марина Владимировна деликатно намекает, что потребуется немало сил, чтобы изучить все особенности строения. Она не слукавила. Узкие коридоры, многочисленные коммуникации и лестницы, лестницы, лестницы… Без грамотного гида здесь легко затеряться, поэтому директор не раз призывает не растягиваться группе, а идти чуть-ли не след в след.

Оговорюсь, что для посещения гостей не прорабатывался удачный маршрут, чтобы показать только то, что можно. Гостям предложили осмотреть абсолютно все, разрешая проходить даже в те места, где посторонним в прямом смысле вход запрещен. И это подкупает. Не секрет, что на сегодняшний день, а с момента сдачи театра в эксплуатацию прошло десять лет, сдана лишь первая очередь, вторая так и остается в том виде, в каком осталось после строителей.

Танцевально-репетиционный зал – как раз объект второй очереди. Бетонные стены и полы, деревянные перекладины… Удручающее зрелище. То же можно сказать и о репетиционном зале. По внутренним проходам добираемся до самого обсуждаемого и вызывающего больше всего вопросов – малого зала. Груды мусора, камни, торчащие со всех сторон провода и арматура. Единственный плюс – помещение отапливается. Тем не менее, для завершения его строительства потребуется по самым скромным подсчетам 200 млн рублей!

Вообще, проблем в театре, и это только в части обслуживания здания, немало. В некоторых помещениях протекают крыши, заливает полы, одна стена, выходящая на проспект Музрукова, облупилась, так как постоянно сыреет. Эти рабочие моменты решаются собственными силами, но странно, что относительно новое здание имеет такие недочеты. Это влечет за собой огромные траты на содержание.

Прийти в себя и действительно насладиться духом храма Мельпомены, удалось лишь оказавшись в цехах театра. Это святая святых. Здесь готовится реквизит, декорации, бутафория, шьются костюмы. И занимаются этим мастера своего дела, которые с удовольствием рассказали о своей работе.

Пробираясь выше, гости в буквальном смысле оказались на высоте птичьего полета. Последний уровень театра расположен под самым куполом. Из окон открывается изумительный вид на город и директор М.Першина советует всем насладиться им. Действительно, зрелище завораживающее!

<

История одного театра

/p>

Часовая экскурсию закончилась в большом зале, где депутатов ожидал коллектив. Для более полного представления о работе театре и его роли в жизни города, Марина Владимировна выступила с содержательной презентацией. И начала она, конечно, с того, что обозначила начало работы нового здания в 2006 году.

История строительства этого здания на проспекте Музрукова увлекательна. Еще в 80-е годы прошлого века городской отдел культуры озадачился необходимостью отдельного полноценного здания для драматического театра. Немало усилий для осуществления этой задумки приложила бывший директор отдела культуры Т.Левкина. В борьбе за появление нового здания Татьяна Ивановна лично побывала у четырех министров культуры РФ, двух министров по атомной энергетике и министра по экономике.

— Нам не отказали не в одном кабинете, вспоминает Т.Левкина. – Хотя по нормативу театр могли иметь поселения с численностью более 100 тысяч человек, у нас в 1978 году насчитывалось 80 тысяч человек. Кроме того, в городах ЗАТО на тот момент было 9 театров. Несмотря на это, театр в Сарове уже существовал — появился в конце 40-х годов благодаря Ю.Б.Харитону. Но пришло время перевести профессиональный коллектив из здания монастыря в отдельное, приспособленное.

Новое здание было спроектировано трижды. Первый проект был неудачный, да и не вовремя был представлен руководству страны. Он канул в Лету. Второй готовил Ленинградский проектный институт, и он был достойным. Более того, он был даже утвержден на уровне города, но из-за недостаточности финансирования так и не был реализован. Последний, третий, проект появился уже под имеющуюся в бюджете строку «Разработка проектно-сметной документации». Хотя и с нулевым финансированием.

Появившееся финансирование и надежда на новое здание в одночасье рухнули – альтернативой новому театру стало строительство Ледового дворца. И приоритет был отдан последнему.

— Но все-таки очередь дошла до театра. Причем, строительство шло параллельно с проектированием. Это уникальный опыт. Техническое задание писала я, но мы постоянно консультировались с заинтересованными лицами в сфере культуры. В театре были предусмотрены репетиционное помещение для оркестра и помещение для хранения инструментов. Для танцевального коллектива требовался репетиционный зал с душевыми и раздевалками. Так как наблюдалась необходимость в кукольном жанре и появилась такая труппа, нужен был репетиционный зал и для них. Ну, и самое главное для работы драматического коллектива и массовых мероприятий необходим был большой зал. Но и это еще не все. В городе всегда была востребована малая сцена и она тоже вошла в проект.

К сожалению, не все сложилось, как хотели проектировщики. Фирма-подрядчик принесла немало проблем, как в части качества выполняемых работ, так и в плане махинаций с финансами. Татьяна Ивановна вспоминает, что работы по строительству объекта были оплачены сразу же, часть денег исчезла. Как оказалось, это были именно те средства, которые закладывались на строительство второй очереди.

Наследие

С тех прошло десять лет и театр ведет свою деятельность именно в том виде, в каком и был принят. За эти годы в бюджете города не нашлось средств для завершения строительства второй очереди, нет финансирования и сейчас. По предварительным подсчетам требуется не менее 200 млн рублей, чтобы закончить начатое. Тем не менее театр существует, работает и люди его посещают.

На сегодняшний день в театре трудятся 128 человек. Из них 35 артистов. В 2010-м году ведется активная работа по привлечению молодежи, за последние пять лет труппу пополнили 22 молодых актера. Это стало возможным благодаря восстановлению взаимоотношений с Нижегородским театральным училищем.

Что касается главных режиссеров, то, как правило, речь идет о привозных. Исторически так сложилось, что директором саровского театра был человек, который не совмещал в себе функции главного режиссера и администратора. Одними из последних и запоминающихся режиссеров стали В.Коломак и А.Ряписов. В беседе с депутатами артисты подняли вопрос о необходимости грамотного режиссера, но зачастую приглашать такого специалиста даже на несколько месяцев стоит больших денег. Тем не менее премьеры регулярно украшают театральные сезоны и зачастую они находят отклик в сердцах зрителя.

Заработная плата сотрудников театра на сегодняшний день составляет порядка 30 тысяч рублей – с 2010 года она выросла в три раза. Но не только этот инструмент является стимулом для поддержания гармоничного существования коллектива, но и социальная политика. Например, сотрудникам театра выделяются места и комнаты в муниципальных общежитиях, квартиры, служебное жилье и субсидии для приобретения жилплощади.

Репертуарная программа театра востребована в городе. Ежегодно выпускается 8 постановок, в том числе и на малой сцене. Цены на билеты приемлемые, предусмотрены и социальные просмотры. После презентации депутаты могли высказать свое мнение и обсудить с руководством театра и коллективом самые болезненные вопросы. Например, отсутствие достаточной рекламы для пропаганды работы учреждения. Конечно, это все упирается в недостаточность финансирования. Тем не менее депутаты приняли это к сведению.

Резюмируя визит в театр, депутат Д.Егоров отметил:

— Формат этой встречи – не рабочий. Поэтому обсуждать цифры, а уж тем более результаты проверки контрольно-счетной палаты, сейчас не имеет смысла. Лучше сделать это на комитете. Я выскажу, наверное, и мнение коллег – мы хотим помочь театру. В том числе работать и над тем, чтобы ввести малую сцену, заниматься наполнением. А сейчас хочу поблагодарить коллектив за содержательную экскурсию.

Гульнара Урусова

г. «Вести города», 2016 г., № 4 от 27 января