КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

30 августа Борису Смбатовичу Меликджанову исполнилось 50 лет

В 1970 году к нам в театр приехал Борис Меликджанов. Тогда-то мы и стали дружить. Столько времени прошло, теперь нас называют родственниками. Кроме театра Боря руководил самодеятельностью, организовал театр. Спектакли ставились там прекрасные. Группа ТЮЗа его любила. Были у него постановки и в драмтеатре. Он – хороший организатор и трудолюбивый человек.

Ефим Денисович и Ида Борисовна Гоголевы

Театр – это его жизнь

Я считаю Бориса Смбатовича Меликджанова одним из тех, кто обеспечивает тончайшую в нашем городе активную культурную прослойку

В 1982 году, приехав в город, я пришел заниматься в ТЮЗ к Б. Меликджанову. Почему к нему? Потому что мне он и тогда, и сейчас симпатичен своим отношением к театру, как к храму. Для него театр – это его жизнь. Он одинаково вдумчив, строг и внимателен к профессиональному и любительскому творчеству. Понимая разницу их уровней, целей и задач, он нигде не халтурит.

В прошлом году театр-клуб «Люди» пригласил Бориса Смбатовича на постановку он предложил пьесу Ж. Ануя «Антигона». Появился спектакль. Наши ребята жаждут новых творческих касаний с Борисом Меликджановым. Для любителей театрального искусства очень важно иметь возможность общаться с профессионалом, который болеет этим делом, который умеет настроить на нужную волну отношения к театру.

Сергей Семенов


Каждая роль неповторима

«Я и режиссер Виктор Тимофеевич, – вспоминает Эмма Ивановна Арсеньева, – познакомились с Борисом Меликджановым в пензенском драмтеатре. Год спустя по приглашению режиссера Ю. Щербакова мы приехали работать в Арзамас-16, вскоре перебрались сюда и Меликджановы».

Было это в 1970 году. С тех пор в городе уже выросло поколение, для которого областной драмтеатр и имя заслуженного артиста России Бориса Меликджанова неотделимы друг от друга. Поколение, которое не представляет спектаклей нашего театра без актера Меликджанова. Не пересчитать всех персонажей, сыгранных им на сцене. Эмма Ивановна Арсеньева – заслуженная артистка России напомнит вам лишь некоторые.

«Мне кажется, что самая крупная работа Б. Меликджанова в этом городе – роль Герострата, человека, который, чтобы прославить себя, сжег храм богини, — из спектакля «… ЗАБЫТЬ ГЕРОСТРАТА» (реж. Э. Купцов). Спектакль пользовался заслуженной популярностью, он шел в театре пять или шесть сезонов с неизменным успехом. Роль Герострата – прекрасная, умная работа Меликджанова.

В «ФАЛЬШИВОЙ МОНЕТЕ» Борис сыграл Лузгина. Этот спектакль мы возили в Нижний Новгород на Всероссийский смотр спектаклей драматических и детских театров по произведениям М. Горького. В то время Владимир Иванов – режиссер этого спектакля – уже не работал у нас. А спектакль был снят с репертуара. Мы ездили восстанавливать его в Дивеево. Зимой в нетопленном ДК шли репетиции. Актеры приезжали и уезжали, а В. Иванов мерз там – в районной гостинице. Наш труд стоил того – на смотре спектакль был признан одним из лучших (а ведь кроме нас «Фальшивую монету» показывали еще два, причем сильных, театра). Спектакль был решен режиссером в символическом, условном плане, а не в бытовом – как привыкли играть пьесы М. Горького, были изменены и многие привычные акценты. Замечательно работали актеры: Таня Щеткина, Зина Трофимова, Оля Переверзева.

Борис Меликджанов за роль Лузгина, а Владимир Соколов-Беллонин за роль Яковлева стали тогда дипломантами смотра.

Одно из ценнейших качеств Бориса – умение слушать другого и в жизни, и на сцене.

Он внимательно относится к режиссерскому прочтению, при том имея свое мнение о роли. Если он категорически не согласен, он пробует сначала режиссерскую трактовку, а далее вместе с режиссером они решают, то ли это, что нужно.

В спектакле по пьесе Ч. Айматова «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ» у него получилась великолепная роль Едыгея. В ней был хороший актерский покой, который заставляет зрительный зал затихнуть, размышлять во время его работы. Такого – философского – содержания эта роль, пожалуй, была первой.

Вспоминается роль, которая мне очень нравилась. Это был спектакль-шутка, капустник «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» И. Штока. Меликджанов играл Создателя. Он выходил весь такой благообразный в белой панамке, весь такой творец… Наверное, он отталкивался от рисунков Эйфеля. Среди комедийных ролей, пожалуй, эта была номер один.

Обязательно надо вспомнить роль Мольера в одноименной пьесе М. Булгакова (реж. В. Арсеньева) и роль престарелого отца семейства Барклея Купера из «УСТУПИ МЕСТО ЗАВТРАШНЕМУ ДНЮ» того же режиссера. Наверное это не тайна, Борис хотел бы повторить эти работы. В этом творческом сезоне театру исполняется 45 лет. И я думаю, мы могли бы эти спектакли сыграть.

Какова актерская индивидуальность Меликджанова? Нервный, умный, подвижный, эмоциональный. И все это есть во всех его работах».


Работать с ним интересно и сложно

В ТЮЗ я попала случайно. Однажды позвонила Маргарита Алексеевна Болотова – в спектакле «Вечно живые» В. Розова не было исполнительницы роли Вари. Я сыграла. А потом я просто зашла в гости в драмкружок Бориса Смбатовича. Тогда репетировалась «Женитьба Бальзаминова». Я вошла, Меликджанов меня увидел и сказал: «Химка пришла». Я сыграла Химку. Потом мне предложили роль Золушки.

Именно «Золушка» был первым спектаклем ТЮЗа, его рождением. Мы ставили не только сказки, но и спектакли для юношества: «Ночь после выпуска», «За все хорошее – смерть»

Спектакль по пьесе Ибрагимбекова «За все хорошее – смерть» был трудным и для режиссера и для актеров.

Трудным для актеров спектакль был потому, что действие происходило в замкнутом помещении, держать в напряжении зрителей было трудно: мы ведь не профессионалы. Один интересный эпизод вспоминается. Закончили играть финальную сцену. Лежим обессиленные. Вот сейчас должны быть аплодисменты… Не тут-то было – тишина. Хоть бы кто кашлянул. Несколько секунд ни шороха, ни звука.

А потом – гром аплодисментов – просто как обвал. Больше такого в моей жизни не было…

Работать с Борисом Смбатовичем интересно и сложно.

Интересно потому, что репетиции превращались у нас в способ общения. Он много рассказывал о своей работе, о забавных эпизодах из театральной жизни.

А сложно потому, что он заставлял думать, прилагать усилия, работать и физически, и головой, может быть – ломать себя. Он так работал, что человек сам в себе находил то, что нужно режиссеру. Так с нами занимался только он. Сначала давал много воли. И так до тех пор, пока мы не освоимся в оболочке героев. А потом рамки сужались, как мне кажется, он в это время уже строил спектакль.

В прошлом сезоне Борис Смбатович поставил «Антогону». И опять тот же почерк, то же бережное отношение к исполнителю.

Любовь Лопатина

Выпуск подготовила Т. Корочкина

г. «Городской курьер», 1993 г., № 70