КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Не успел спектакль «Голый король» в постановке московского режиссера Салюка пройти сдачу, а Город уже зашелестел о некоем грандиозном эротическом шоу в Театре. Надо заметить, что на этот раз людская молва оказалась недалека от истины.

Некоторые сказки Евгения Шварца превосходно экранизировал небезызвестный режиссер Марк Захаров. И «Обыкновенное чудо», и «Дом, который построил Свифт», и «Убить дракона» — все эти фильмы уже стали классикой. Перебороть видение Марка Захарова сложно. «Голый король» отчасти перекликается с захаровскими постановками. К счастью, только о том, что касается костюмов персонажей: от “буденовок” гражданской войны через нацистскую униформу и председательский белый френч 30-х до современной хип-хоповой джинсы. В этом плане спектакль Салюка зрелищен, красочен. Впрочем, во всем остальном тоже.

Спектакль удивительно фотогеничен (для Салюка это типично): что ни сцена, то готовый кадр, что ни движение — парад-алле. Но, сожалению, внешний рисунок спектакля почти полностью закрыл внутренний. У Шварца «Голый король — протест против глупости и ограниченности, у Салюка -любовно-эротическая комедия, где всех персонажей нужно прямиком отправлять к батеньке Фрейду. Диагноз можно ставить по шуткам и жестам, идущим на грани «фола», а иногда переступающим эту грань. Впрочем, режиссеры на то и существуют, чтобы трактовать драматургию на свой лад. Вы приготовились к глубинным переживаниям и подробному психоанализу? Получите просто легкую незамысловатую комедию!

Первая часть спектакля несколько бедна событиями. Да, есть и танцы, и даже песня («Куда ты денешься, когда разденешься?»), точно передающая настроение спектакля, но… Одна из зрительниц, выходя в антракте из зала, резюмировала:

— М-м-м… Забавно, но причем тут «Голый король»?

Король-жених (заслуженный артист РФ В.Соколов-Беллонин) появился во втором отделении. Одетый. Но в окружении фрейлин в костюмах садо-мазохисток. Первые десять минут зрители, затаив дыхание, наблюдали… Нет, не за действием на сцене, а за перемещением эффектных муляжей обнаженных бюстов трех фрейлин. Но на свете нет ничего такого, к чему не привык бы человек. И челюсти стали медленно закрываться. На финальный же поклон Король — жених выходит совершенно голый, прикрываясь от нескромных взглядов зрительниц веером. Воспринимается это уже нормально, без шока. Справедливости ради надо заметить, что Соколов-Беллонин запомнился не только экстравагантной наготой, но и профессиональной чистой ровной игрой. А закулисный сюрприз — так, шалость.

Еще одна из зрительниц заметила:

— Приятно, когда на сцене много молодежи.

Насчет «много» — это зрительнице померещилось. Но молодежь — это действительно приятно. Генрих и Генриетта задумывались Шварцем как центральные персонажи. Именно их любовь преодолевает все преграды на пути к счастью, торжествует не только над глупостью Короля-жениха, но над глупостью и прочими негативными качествами вообще. Как раз любви-то из зрительного зала разглядеть не удалось. Принцесса Генриетта (актриса Ирина Аввакумова) действительно выглядела влюбленной, а вот Свинопас Генрих (актер Руслан Шегуров) просто потерялся как личность рядом со своим напористым решительным другом Христианом (актер Андрей Боровиков). И влюбленным скорее выглядел Христиан, чем Генрих. Неубедительность помешала принять финал, как апофеоз победы над пошлостью. Мало того, сами Принцесса и Генрих не сильно отличаются от тех, кто им противостоит. В итоге получилась местная разборка.

Роли второго плана — от Герцогини (заслуженная артистка РФ Э. Арсеньева) до Дирижера, Повара и Солдата (един в трех лицах актер Роман Сванидзе) бесспорно удались: живо, бодро, смешно. Но, конечно, не они задавали тон на сцене.

Еще Салюку в «Голом короле» удалось воплотить в жизнь то, что не удалось В.Наумову в «Мертвых душах» — вывести на сцену Голубого. Конкретно — Сержанта дворцовой стражи (актер А.Салтыков). Зал умилился: Салтыкову прекрасно удаются не только роли беспробудных пьяниц (зять Межуев в «Мертвых душах»), но и голубых. Что тут скажешь? Амплуа не из почетных.

Баханович в роли Министра Нежных Чувств все равно остался Бахановичем. Но это было скорее плюсом, чем минусом.

Изумительные впечатления оставила игра Константина Алексеева, исполняющего роли Короля-отца и Мэра. Два разных характера, сыгранные так, что зритель без шпаргалки-программки не соотносит две роли на счет одного актера.

Если первая часть спектакля была, несмотря на внешние красоты, несколько затянута, то вторая прошла более динамично. С приближением финала темп событий нарастал. Апогеем стала сцена примерки Королем-женихом костюма из невидимой ткани — к этому времени разогрелись и зрители, и актеры. Но поскольку после этой сцены спектакль длился от силы 15 минут, зритель не успел выплеснуть свои эмоции. Так самолету не хватает «чуть-чуть» до посадочной полосы.

Хотелось бы отметить превосходные декорации и оформление сцены. Имя художника-постановщика «Голого короля» — Владимир Ширин — это уже знак качества.

В гардеробе две дамы, облачаясь в нутриевые шубы, делились мнениями:

— Но где же здесь мораль? — недоумевала одна из них.

А морали-то никакой и нет. Впрочем, кое-что банальное звучит в финальной сцене: мол, любовь преодолевает все преграды. Так что слухи о новом эротическом шоу — почти правда. Но, поверьте, это качественное яркое праздничное и скандальное для нашего зрителя шоу, на которое нужно просто прийти, расслабиться и получить удовольствие.

Елена Трусова

«Город №», 25 декабря 1997г.