КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

– Театр восстанавливает свое лицо как драматический – сказал завлит театра Адольф Данилович Шевцов. Репертуар, состоящий исключительно из комедий и водевилей не соответствует самому его названию. В новом театральном сезоне жанр психологической драмы будет представлен спектаклем «Бегущие странники».

ПРЕМЬЕРА В НАЧАЛЕ НОЯБРЯ

– Мы выбрали пьесу драматурга Алексея Казанцева. Он принадлежит к авторам, мыслящим образами поколений. У его пьес странная судьба: он написал ряд пьес в восьмидесятых («Антон и другие», «Старый дом», «И порвется серебряный шнур»). И они были поставлены. Но прошло время, и эти пьесы ставят снова, с иным осмыслением, именитые режиссеры и в Москве, и в Петербурге.

Когда мы беседовали, Казанцев спрашивал у меня, почему мы хотим сегодня ставить его написанную в начале 90-х пьесу, и я отвечал:

– В ваших пьесах заложена глубинная философия, она не на поверхности, не в фабуле. Поэтому, только пережив то время, которое вы описываете, можно осмыслить все.

Одна из первых его поставленных пьес – «Великий Будда, помоги им» — о Кампучии. Автор пытался проникнуть в суть одного из страшных фантомов ХХ века – казарменного коммунизма, который, как мы прекрасно понимаем, появился не в маленькой стране, где в результате была уничтожена треть населения, а в России…

Что такое были те лозунги? И зачем они появляются снова при смене вех? И во что их можно превратить, управляя массами?

Сейчас Казанцев работает в созданном им вместе с Михаилом Рощиным Центре драматургии и режиссуры (на базе центра им. В. Высоцкого). Там молодые режиссеры ставят молодых драматургов. Максима Курочкина – Михаил Угаров. Ставят спектакли Стик Ларсен, Кирилл Серебрянников – тоже на сегодняшний день известные в Москве режиссеры.

Пьеса, выбранная нами, называется «Бегущие странники». Для меня же смысл пьесы таков, когда рушится миропорядок и на смену ему приходит другой, если мы нарушаем основы законов, заложенных в нашем сердце Творцом, все катится неизвестно куда. Демократия без тормозов – это страшно.

Подробнее о спектакле расскажет Татьяна Ивановна Левкина – именно она и ставит эту пьесу.

– Я бы назвала спектакль «От себя не убежишь».

Смысл его можно выразить словами: так жить нельзя. Он адресован всем: ведь среди ступающих по земле нет безгрешных.

Пьеса и привлекла меня тем, что она у нас – о каждом из нас. У нас каждая репетиция – как премьерный спектакль. Такого на другом материале, наверное, быть просто не может. Зритель, придя в зал, в одном из героев обязательно увидит себя.

Я попрошу вписать в программку такой эпиграф: «Как многого мы не знаем и не понимаем, пока живы…» Это пьеса-предупреждение.

Герои показаны в своих страстях и грехе, а они к добру не ведут… У нас к концу спектакля гибнут все герои. Каждому из них судьба давала возможность отойти от греха, но ни один этой возможностью не воспользовался, даже молодая девушка – самый светлый персонаж пьесы. И причина тому – ее сгубленная судьба.

А ведь человек призван бороться с бедой, ему даны для этого силы.

Автор называет свое произведение драмой в двух частях. Но если определить жанр точнее, мы играем трагическую драму. Я ее называю «Печальная драма для взрослых в двух частях». Так и будет значиться в программке. Детям это было бы смотреть тяжело, непонятно, да и такие стороны жизни показаны, какие не нужно перенимать.

Спектакль большой, будет идти три часа, при том, что мы пошли на сокращение текста, иначе следовало бы играть его два вечера (как и предлагали актеры, прочтя 108 страниц сценария).

АКТЕРЫ РАБОТАЮТ ВЕЛИКОЛЕПНО

– Актеры работают великолепно. Боюсь, они надорвут душу до начала спектаклей, потому что мы просто в слезах уходим с репетиций, настолько это трогает, настолько они понимают, что они делают. Как режиссер я очень благодарна актерам: каждая репетиция с такой самоотдачей. Я даже говорю, что не надо так тратиться на репетициях – перегорите, да и просто – так же невозможно!

ИСПОЛНИТЕЛИ

– Надежда – засл. арт. России А. Доронина; Инга – только что прибывшая к нам в театр из Волгограда мастер сцены В Юрина; Роман – А. Рудченко; Дмитрий – М. Солнцев; Полину играют две молодые актрисы; только что прибывшая в театр Светлана Акимушкина и принятая в штат театра с 1 сентября Инесса Шевцова.

– Музыка к спектаклю предложена самим автором: Шопен, болеро Равеля и один из вальсов Грибоедова. Музыка звучит в аранжировке Вячеслава Геннадьевича Драничникова, молодого дирижера нашего оркестра. Аранжировка такова, что имеет авторское начало, и хороша настолько, насколько может музыка соответствовать тому, что происходит на сцене. Нам бы хотелось, чтобы она стала персонажем спектакля. Поэтому я говорю — в нашем спектакле звучит музыка Грибоедова, Равеля и Драничникова. В финале спектакля вместе звучат Грибоедов, Равель и Шопен, мы никогда этого не слышали, а Драничников сумел это сделать.

ДЕБЮТЫ

– В спектакле будет масса дебютов. В роли Полины впервые работает Светлана Акимушкина. Дебютирует в одной из ведущих драматических ролей Инесса Шевцова (ранее она была занята в эпизодических ролях, хореографических сценах и кукольных спектаклях). И – дебют Драничникова в качестве музыкального руководителя спектакля.

Возможно, в спектаклях в малом зале, если не придумаем, как разместить оркестр (там просто места нет), Вячеслав Геннадьевич будет сам работать на синтезаторе, который обладает всеми голосами камерного оркестра. Его должны привезти к премьере.

Спектакль решен в трех планах. Актеры работают параллельно на первом и втором плане, и на третьем плане – персонаж под названием «Глаз». Он должен акцентировать наиболее острые ситуации спектакля; заставить зрителя задуматься. Его роль исполняет молодой талантливый актер Руслан Шегуров.

Есть еще одна роль без слов – маленькая девочка, Полина в детстве. Её исполняет его дочь, Соня Шегурова…

Полина в детстве – очень важный персонаж: Картина с ее участием (одна из самых страшных в спектакле) показывает, как произошел слом судьбы молодой героини.

СЦЕНОГРАФИЯ

– Художник спектакля – заслуженный работник культуры Владимир Николаевич Ширин; художник по костюмам – Светлана Адольфовна Шевцова.

Смысл художественного решения – «Голая правда и неприкрытая ложь». В жизни человек никогда не будет рассказывать о своих низменных поступках так, как герои спектакля. Их преступления перед жизнью, перед добродетелью и перед самими собой вопиющи, и мы сделали оформление спектакля прозрачным. Мы видим мизансцены на всех трех планах – все сделано из оргстекла… Кроме вещей, которые из него сделать невозможно.

И НИКАКОГО ЭПАТАЖА

Это психологическая драма в лучших традициях русского театра. Форма спектакля достаточно современна. Есть пластические картины, есть юмористические сцены – без них спектакль невозможен; и зритель будет хохотать, но следом будет большая боль. Гротеск здесь – само авторское слово, и второй и третий план (там где работает «Глаз»: вы поймете, когда увидите). Но никаких «прибамбасов», никакого эпатажа.

strong>ТЕАТР ЖИВЕТ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ

В конце беседы были и ответы на вопросы

– Где еще идет этот спектакль, и видели ли Вы его?

– Спектакль идет в театре Моссовета и в Петербурге.

Я никогда не смотрю то, что собираюсь ставить. И даже потом не собираюсь.

– Что стало с исчезнувшей было традицией театральных новогодних елок?

– К Новому году будут поставлены детское представление – в Круглом зале и спектакль в Малом. Одно время руководители театра считали, что негоже театру заниматься елками, но я убеждена, что традиция вовлечения детей в общение с театром должна быть продолжена. Сейчас театр к ней вернулся.

– Будут ли еще приглашаться столичные режиссеры?

А. Д. Шевцов: — В этом творческом году режиссеры приглашены. Мы уже переговорили с Москвой, с режиссером, который уже показал себя здесь: это Анна Трифонова. Сейчас уточняем, какой спектакль будем ставить.

– Есть ли у актеров возможность расти?

– Мы имеем возможность приглашать специалистов в области сценической речи и сценического движения, во-первых, благодаря тому, что новое руководство уделяет внимание, и, во-вторых, – тому, что в Городе есть фонд развития культуры и искусства. Когда в театре не хватает средств, он обращается в фонд, мы эти вопросы решаем, и театр живет полной жизнью.

Вскоре к нам приезжают специалист в области сценической речи и профессор Е. И. Кириллова, величайший специалист в области сценического движения А. Е. Кулиев и Т. С. Кулиева – хореограф. В прошлом году они работали с коллективом, это специалисты самого высокого уровня.

БОЛЬШАЯ РАБОТА НА МАЛОЙ СЦЕНЕ

В конце беседы нас особо просили довести до сведения горожан, что театр по-прежнему дает спектакли на малой сцене. Оказывается, некоторые думают, что театр переехал в новое здание. Увы, это не так: новоселье состоится не в нынешний театральный сезон.

– Театр жив, он работает, выпускает плановые премьеры; никто ему план не снижал. Если говорить чисто о формальной стороне, это 6 премьер в год, 30000 зрителей; эти цифры не менялись, несмотря на то, что мы ушли с большой сцены. Просто мы играем больше. Раньше мы играли 120 спектаклей в год, а сейчас вынуждены играть 280. Чтобы сохранить зрителя, который к нам ходил.

г. «Новый город №», 2003 г., № 42