КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Как часто приходится слышать сетования горожан о том, что в нашем городке и пойти-то некуда, особенно в воскресные дни. Стало модным обсуждать заезжих знаменитостей, но увы… на их приезды попадают немногие, приезжают они не часто, а наш театр воспринимается, как принадлежность городского пейзажа.

Давайте на миг представим, что театр закрылся. Насколько же сразу обеднеет духовная жизнь города! А пока этого не произошло, воспринимаем театр как данность, даже не задумываясь о том, как трудно было его сохранить. И, что самое основное, регулярно радовать искренних поклонников премьерами.

Если говорить об интенсивности работы коллектива театра, то достаточно назвать только один показатель – четыре премьеры в начале нового 47-го театрального сезона.


Итак, сезон открылся премьерой спектакля «Герой» (Удалой молодец – гордость Запада), поставленного по пьесе мятежного ирландского драматурга Джона Синга. Над спектаклем работала творческая группа постановщиков. Режиссер М. Я. Али-Хусейн, 12 лет проработавший в «Современнике», художник-постановщик В. А. Макушенко и художник по костюмам О. А. Твардовская, работавшая много лет в «Ленкоме» с Марком Захаровым, и молодой композитор из Омска В. Н. Слагаев (приглашение именитой команды постановщиков – это, прежде всего школа актерского мастерства и высокой постановочной культуры).

Удивительно выстроена атмосфера быта пьесы. Унылая однообразная жизнь глухой ирландской деревушки. И вдруг эту сонную одурь взрывает Герой (арт. Андрей Рудченко), да какой! – человек, убивший собственного отца. Темпо-ритм спектакля резко меняется. Персонажи стряхивают оцепенение.

В общем ансамбле наиболее убедительно и разнообразно сыграна роль Пегин. Актриса Александра Доронина ведет свою партию красочно, ярко, расцвечивая ее разнообразием сочных тонов, полу тонов и нюансов. Она нежна, мечтательна, игрива, груба, решительна и жестока. В целом же роль получилась объемной и органичной. Дуэт Пегин и Кристи звучит в целом колоритно, хотя Андрей Рудченко не так образно и объемно подает роль, как А. Доронина. Глубоко и всесторонне разработаны роли вдовы Куин (засл.артистка РФ Людмила Романова), отца Пегин – Майкэла (арт. Анатолий Наумов), жениха Пегин – Шоона (арт. Андрей Опалихин).

Очень точно и изобретательно выстроен дуэт фермеров Фили и Джимми (арт. Константин Алексеев и Андрей Мисилин). Выразителен диалог, где каждый из них говорит, не слушая собеседника. Вот, оказывается, где были заложены начала театра абсурда. Особо следует отметить роль отца Героя – Мэгона (арт. Лауреат премии Косты Хетагурова Владимир Соколов-Беллонин). Он не играет, не создает роль, — он живет в образе, и эта внутренняя сосредоточенность без внешних актерских приспособлений и технических приемов делает роль объемной, живой и выразительной. В спектакль режиссер ввел персонаж, которого нет в пьесе. Маленькая девочка (Лена Ларионова) с колокольчиком, время от времени появляющаяся на сцене. Игровой нюанс? Нет! Это скорее всего штрих, дополняющий образный рисунок спектакля. Пока это агнец. Пройдет время, и ему придется влиться в это стадо баранов и продолжить их жуткую жизнь.

Художественное оформление абсолютно соответствует общему решению спектакля. Суровая местность (огромные валуны), дверь в кабачок, выстроенная из висящих алюминиевых кружек и кабачок-хлев.

Музыка, решенная народных традициях ирландских саг, наполняет спектакль удивительным грустно-напевным настроением.

А в целом, все в спектакле узнаваемо и понятно. Нам и сейчас нужны герои, которые сделают нашу жизнь. Мы очень ждем их, выбираем, а избрав, начинаем роптать и искать новых героев. Когда очнемся от летаргии? Думать и решать зрителю.


В ноябре выпущена премьера спектакля по пьесе Г. Горина «Забыть Герострата» (режиссер Анатолий Викторович Наумов). Образное решение спектакля начинается со ступеней, ведущих на второй этаж. Зрители поднимаются в храм Артемиды, а войдя в зал, видят его обломки, образующие своеобразный лабиринт (художник-постановщик Светлана Адольфовна Шевцова) Этот лабиринт, неоднократно варьируемый в произведениях Х. Борхеса, является не только художественным приемом, но и творческим решением постановки. Артист Александр Салтыков, исполняющий роль Герострата, на протяжении всего спектакля втягивает и втягивает в этот лабиринт, словно паук в паутину свои жертвы. Все участники действия становятся пленниками Герострата: тюремщика (арт. Андрей Опалихин) губит жадность, Клементину (арт. Дина Казакова) – тщеславие повелителя Эфеса Тиссаферна (арт. Лауреат премии Косты Хетагурова Владимир Соколов-Беллонин) – слабость и трусость. Каждый из них дает шанс Герострату овладеть ситуацией и направлять ее по своему коварному разумению. Противодействует ему только архонтбасилей Эфеса Клеон (арт. Константин Алексеев), но и он вынужден пойти на преступление. Даже нейтральный Человек театра (арт. Андрей Мисилин) и жрица храма (засл. арт. России Людмила Романова) постепенно втягиваются в безвыходный лабиринт. В этом спектакле роли тщательно и скрупулезно разработаны, поэтому каждая из них – новое открытие актерской индивидуальности. И, вместе с тем, весь состав участников спектакля объединен одним стремлением – показать Зло во всем его многообразии. Герострат бросает вызов богам и людям, и что же? Его имя помнят, а исторических последователей у него столько, что и перечислить невозможно.

И не случайно театр взял к постановке обе пьесы. У них есть общая, объединяющая их мысль. Зло, идущее от дремучести, или зло умышленное – есть Зло. Оно всепроникающее и разлагает души, уничтожая все нравственные понятия Добра. И если культ человека не ограничивается в деятельности и правах высшими надчеловеческими духовными ценностями, он неизбежно приводит к катастрофе как саму личность, так и целые народы.


Спектакль, над которым закончил работу В. Т. Арсеньев, тоже поднимает не менее важные, а может быть, более сложные вопросы нашего земного бытия. Взяв для постановки пьесу К. Хиггинс «Гарольд и Мод», удивительно эксцентричную, в чем-то с элементами ирреальности, В. Т. Арсеньев смог провести основную мысль автора «Как прожить жизнь и что в ней оставить?» Герой пьесы Гарольд (арт. Р. Скабичевский) буквально подвешен между жизнью и смертью. Его самобытность и оригинальность окружающие пытаются втиснуть в накатанную колею наших представлений о том, как надо жить. И как протест героя – эксцентричность его поведения. Аналогов тому в жизни много. Взять хотя бы молодежное движение – хиппи. Но без духовной опоры найти свой путь и свое место человеку, тем более молодому, крайне сложно. Гарольд находит Мод. В спектакле заняты: засл.арт. России Э.А. Арсеньева, С.В. Злобина, О. В. Берзина, К.С. Алексеев и д.р.


Четвертую премьеру сезона подготовил режиссер М. А. Койфман – спектакль по пьесе драматурга А. Миляева «О благородном рыцаре де Конта и его прекрасной даме Филлиде». Адресуется он подросткам той возрастной группы (9-12 лет), для которой, как правило, нет спектаклей в репертуарной афише театров. Спектакль получился одухотворенный, идущий в красивых декорациях и замечательных костюмах (Художник-постановщик В. Н. Ширин). Да и тема спектакля актуальна во всякое время; будь то средневековье или конец ХХ века: о романтической возвышенной любви и об обоюдной ответственности за это светлое одухотворенное чувство. В ведущих ролях заняты артисты: М. Солнцев, Н. Алексеева, В. Соколов-Беллонин, А. Мисилин, О. Берзина, А. Доронина и др.


В статье я подробно остановился на премьерных спектаклях, вышедших на сцену в начале сезона.

А ведь в афише театра прочно удерживаются комедии: «Дачный роман», «Семейный портрет с посторонним», «Кукушкины слезы», «Полоумный Журден», драма «Изгнание беса», спектакль «Как я люблю тебя». Даже просто перечень спектаклей афиши текущего сезона показывает творческое кредо театра: Не перегружать зрителя пьесами, подчеркивающими уродства нашей жизни. У нас нет и политизированных пьес-однодневок. Репертуар строится таким образом, чтобы зрители разных возрастов и запросов нашли своего автора, свою тему и, оторвавшись от быта хотя бы на время, вошли в другое душевное измерение и настроение.

Мало того, мы сегодня готовы к творческим встречам у нас в театре, в школах, в производственных коллективах. Те, ради которых театр живет, ищет, творит – это вы, наши зрители. И мы ждем вас и ваши отзывы о нашей работе.

Зав. литературной частью театра Адольф Шевцов

г. «Городской курьер», 1996 г., 1 февраля