КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Разговаривали две заядлые театралки. Одна радовалась, что театр пригласил очередного режиссера из столицы. Другая возмущалась:

— И зачем он нам? У нас свой собственный режиссер есть. И не хуже столичных, между прочим.

Свой собственный режиссер – это, конечно, Заслуженный артист Российской Федерации, режиссер Виктор Тимофеевич Арсеньев.

Виктор Тимофеевич в нашем городе с 1970 года. Начинал здесь как актер, и успешный актер. Но, видимо, чего-то для самовыражения ему не хватало. И в 1976 году он закончил Режиссерское отделение Училища имени Вахтангова в Москве. И пошли спектакли – один интереснее другого: «Старик», «Васса» Горького, «Французские водевили» Лабиша, «Новоселье в старом доме» Кравцова, «Наедине со всеми» Гельмана, «Две стрелы» Володина, «Победительница», «Мой бедный Марат», «Вера, Надежда, Любовь» Арбузова, «И дольше века длится день» Айтманова, «Звезды на утреннем небе», «Группа» Галина, «Эзоп» Фигейредо, «Полоумный Журден», «Кабала святош» Булгакова, «Приведения», «Пер Гюнт» Ибсена, «Деревья умирают стоя» Касона. «Женитьба», «Мертвые души», «Старосветская любовь» Гоголя, «Жизнь впереди» Ажара, «Лес» Островского, «Дядюшкин сон» Достоевского, «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь» Шекспира. «Приятная женщина» Радзинского, «Вся надежда» Рощина, «Четыре капли» Розова, «Любовь и голуби» Гуркина, «Мурлин Мурло», «Канотье» Коляды, «Гарольд и Мод» Хиггинса, «Изгнание беса» («Кто боиться Вирджинии Вулф») Олби, «Мораль пани Дульской» Запольской, «Калифорнийская сюита» Саймона, «Ах, как бы нам пришить старушку» Патрика.

О спектаклях Арсеньева много писали в прессе. Приведем некоторые выдержки из статей последних лет:

«Победительница» А. Арбузова, пьеса большого советского драматурга прочитана внимательно и четко, точно донесена ансамблем единомышленников.. проблема женской судьбы в эпоху равноправия и НТР.

«Приятная женщина» Э. Радзинского – тема обманутого доверия. Подлинная театральность спектаклей, поставленных Арсеньевым, слагается из ансамблевой и точной актерской игры, профессионального мизансценирования, из умения подчинить сценографию и звукоряд целостному художественному единству, психологическим и социальным и философским задачам. Его театр умеет остановиться, всмотреться, задуматься над настоящим, над прошлым («Новоселье в старом доме» Кравцова) Этот спектакль проникновенно и искренне говорит нам о подлинном смысле и счастье жизни, о подлинных человеческих ценностях – он выполняет свою социальную функцию.

И. Никитин, «Днепропетровская правда» 22.07.1986

«И дольше века длится день» Ч. Айматов. При всех потерях, присущих всем постановщикам литературных произведений, режиссеру Арсеньеву удалось сохранить особенности стиля писателя…он остается верным глубине и объемности слова. Путь от себя к другим людям, от земли – к человечности где-то в межзвездных пространствах. Возможно, это и легенда, поэма, притча, но, на мой взгляд, публицистическая.

Г. Евсеева, «Горьковская правда» 05.10.1986

Спектакль «Новоселье в старом доме» открывает и закрывает гастроли. В общем шуме коммуналки не исчезает голос отдельной человеческой души. Это принципиально важно для режиссера Арсеньева. Главное – бытие отдельного человека. Отсюда предельная скупость, аскетизм в оформлении.

Т. Елшина «Кострома», 25.07.1987

Спектакли Виктора Арсеньева отличаются смелым, раскованным, ярко театральным стилем. Ему доступны и язык гротеска, продемонстрированный в спектакле «Мертвые души», и язык высокой романтики, живущий в спектаклях по пьесам А. Касона «Деревья умирают стоя» и Э. Ажара «Жизнь впереди». На его спектакли хочется ходить, потому что они возвращают нам атмосферу уже забытого времени, когда театр был властителем умов. Там есть мысли, есть над чем поплакать и посмеяться.

В. Нерсесян, «Северная правда», Кострома, 17.08.1998

Его «Жизнь впереди» для тех, кто любит философствовать. Трагичность спектакля нисколько не утомляет! Режиссеру удается пройти по лезвию бритвы: не сгущая краски, не умаляя трагедии… это подтвердили слезы людей с довольно крепкими нервами.

Е Трусова, «Городской курьер», 19.02.1998

«Жизнь впереди» — спектакль трагический. Но эта трагедия оставляет в результате все же ощущение надежды и света.

В. Арсеньев ставит спектакли в расчете на умного зрителя, никогда не идет на поводу у нетребовательной публики. Как выпускник Вахтанговского училища, он предпочитает яркую форму. Предпочтение отдает материал, где в результате побеждает Добро. Но был и другой период – 90-е годы. Арсеньев ставит «Звезды на утреннем небе», «Мурлин Мурло» — мрачноватые, жесткие постановки. Театр должен отражать жизнь, иначе он нежизнеспособен. Сейчас время иное. Люди так много черного видят в жизни, то отвергают это на сцене. Спектакли, даже самые тяжелые, должны быть освещены надеждой.

М. Матюшина, «Тамбовский курьер» 15.07.2002

«Старосветская любовь». Режиссер заставляет нас задуматься о вещах вечных… ощущение душевной просветленности, очищение… два часа про счастье и любовь.

Е. Трусова, «Старый город» 19.06.2003

Спектакль «Старосветская любовь» (инсценировка Н. Коляды по повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики») не только о взаимной любви и взаимной привязанности двух стариков, но и об их любви ко всему, что их окружает, ко всему живому миру… Весь этот душевный колорит Режиссер с блеском выплескивает на зрителя, умело подобрав актеров, эффектную сценографию, удачное музыкальное оформление, утверждая, что любовь вечна… И было бы неплохо, чтобы милые горожане, оторвались от телесериалов. Они ощутили бы нашу духовную ущербность.

И. Мишенин, «Городской курьер» 06.11.2003

«Васса» — это спектакль о высших человеческих ценностях, а потому – мудрый и гуманный, выстроенный до мельчайших нюансов. И оттого так остро звучит главная мысль постановки: как тяжело жить на свете без христианской любви.

Е. Трусова, «Новая газета» 04.02.2009

Но самый трогательный отзыв написала зрительница из Череповца на спектакль «Новоселье в старом доме»:

«Дарья Васильевна! Мне 27 лет, и я никогда не видела войны, но хочется верить, что такие женщины как Вы, действительно были. Простые русские женщины. Спасибо Вам и всем, всем, всем!!!»

Режиссерские работы Виктора Тимофеевича неоднократно оценивались Почетными грамотами: в 1980 году Министерством культуры РСФСР, в 1989 году Министерством культуры СССР, в 2009 – Областной почетной грамотой «Творческая удача» в 2001 году за спектакль «Женитьба» по Н. В. Гоголю. В 2009 году Евстигнеевский фестиваль театров Нижегородской области, диплом «За лучшую режиссуру», спектакль «Васса». Первое место, гран-при на фестивале Росатома в Димитровграде за спектакль «Васса», 2011 год.

Вот кратенько почти и вся биография режиссера Арсеньева, нашего собственного режиссера. Как стремительно летит время. Увы! Виктор Тимофеевич уже не увидит этого журнала. Он так неожиданно ушел из жизни! Зато остались его замечательные спектакли и светлая-светлая память.

Редакция журнала «Нижегородская провинция»

ж. «Нижегородская провинция», 2014 г., № 1