КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Древняя мудрость: начинаешь говорить – обернись назад и посмотри вперед. Вот и мне хочется, прежде чем рассказать о сегодняшних проблемах театра, обратиться к опыту предков и заглянуть чуть вперед. Так вот. Давным-давно человечество усвоило: целостную личность формирует лишь искусство. Гармонии мыслей и чувств не даст ни наука, ни политика, ни школа, ни общественная деятельность, если они не затронуты влиянием искусства. Древнейшее – театральное искусство – коллективное творчество. В нем сливаются усилия многих людей: драматурга, режиссера, актеров, композитора, художника и обязательно – труд работников сцены, служб и цехов театра. Театральные здания прошлых веков поражают воображение красотой архитектуры, полной величия. Храм – он уже предопределяет, восприятие человеком театрального действа. Он отрывает от мирской суеты, обыденности и возносит к чистому, светлому, божественному. Сегодня же большинство наших театров – в руинах, они убоги, как карточные домики. В ХХ веке построено до обидного мало Дворцов для искусства, а разрушено…, а иных громад понастроено…

И даже на общем нерадостном фоне провинциальных театров наш драматический беден. В этом убедилась делегация от города (в составе которой были члены театральной труппы, зав. отделом культуры и зам. председателя горисполкома), побывавшая в Челябинске-65 на конференции Союза театральных деятелей РСФСР для городов нашей системы. Если обобщить: уровень культуры в Челябинске-65 намного выше, чем в нашем городе. У них два профессиональных театра (планово-убыточных) – для детей и для взрослых. Оба в прекрасных зданиях.

Укомплектованные труппы. Творческая атмосфера.

Условия для жизни работников театра прекрасные: ни один не ютится в общежитии. Город выделил благоустроенное жилье обоим творческим коллективам. Потому и труппы сформированы, как требуют профессиональные законы: есть молодая героиня до 30 лет, разноплановые актрисы от 30 до 40 лет, молодые герои острохарактерного, гротескного плана и т.д. Именно социальные условия позволяют набирать в коллектив театра единомышленников, придерживающихся единой эстетической системы – а это необходимо для творческой рабочей атмосферы. У нас такая атмосфера, может быть, и была бы, а то, что осталось, держится усилиями нескольких творческих лидеров.

Театру нужны деньги и он вынужден просить их с протянутой рукой. Деньги, которые в течение многих лет недодавали театру, украдены у вас, жители города, наши уважаемые зрители, у ваших детей. Система как бы запрограммировала духовную нищету общества, экономия на культуре.

Такому театру как наш, с его категорией и статусом, положено иметь в штате 13 человек административно-управленческого аппарата, 15 человек художественно-творческого аппарата и 40 человек – творческий состав и 85 – художественно-постановочная часть и технические службы. Дотация для хозяйственной и творческой деятельности должна быть рассчитана на такой штат. Театр в Челябинске-65 это имеет – нам же отказано… Контроль до мелочей со стороны плановых и финансовых органов унизителен для дирекции театра. Театр – храм искусства, а не казенное учреждение. У него другие законы, другие степени свободы.

В нашем коллективе смысл зарплаты (заработанной трудом) и премии (награда, стимул) утрачен. Будет ли позволено директору театра навести тут порядок, отладить зависимость выплачиваемых денег не от схем, а от творческого вклада и нагрузки каждого работника? И когда!

Меценаты в такие дела не вмешивались, они понимали, что театр – сложный организм, администрирование ему противопоказано.

В США меценаты выделили на развитие культуры в 1988 году – миллиард долларов. Причем удельный вес частных пожертвований – около 78%. Большие налоговые льготы даются гражданам и предприятиям, жертвующим на алтарь искусства.

В ФРГ сумма федеральных и местных расходов – полтора миллиарда долларов. В Швеции государственные субсидии – 400 миллионов и местные – 537 миллионов. В Италии «Единый фонд развития искусства» — 680 млн. и т.д. То есть во всех развитых странах признано необходимым централизованное финансирование, год от года возрастающее. Наряду с ним существует местное (муниципальное, индивидуальное) финансирование. Система налоговых льгот стимулирует вклады в развитие культуры и искусства. При этом – никакого вмешательства в творческие программы, в планирование и управление.

Возможно ли изменить положение театра в нашем городе? Думаю, да. Вся дотация согласно отраслевых нормативов должна быть театру дана. Должна быть оказана помощь с техническим перевооружением и реконструкцией помещений, с решением социально-бытовых вопросов.

Давайте вспомним, как строились храмы на Руси – всем миром. В год Русской культуры давайте спасать то, что еще уцелело.

Юрий Абызов, директор театра драмы

г. «Городской курьер», 1991 г., № 17(25)