КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

В Сарове состоялся III фестиваль театрального искусства для детей «Что за прелесть эти сказки!», проводящийся здесь с 2011 года на базе Саровского драматического театра.

Не зря говорится, что «Бог троицу любит». В третий раз наконец-то все окончательно сложилось. И время — с весенних каникул фестиваль решено было перенести на самое начало лета; и участники — количество заявок позволило экспертному совету провести конкурсный отбор спектаклей, претендующих на попадание в афишу фестиваля, что, конечно же, существенно подняло планку. А главное — особая фестивальная атмосфера, в которую с первых же минут окунулись все сопричастные этому театральному действу.

Помимо времени проведения фестиваля, оргкомитет решил заодно изменить и состав жюри. Почетное место председателя было отдано давнему другу саровского театра профессору кафедры сценической речи СПбГАТИ, кандидату искусствоведения, заслуженному деятелю искусств Бурятии Евгении Кирилловой. Также в состав жюри вошли Андрей Князьков — заслуженный артист России, режиссер, драматург, педагог, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра пластики рук «Хэнд Мейд» и чемодан-дуэта «КВАМ», Елена Белецкая — театровед, методист Марийского регионального отделения СТД РФ и директор саровского департамента культуры и искусства, заслуженный работник культуры РФ Елена Рогожникова. В целом жюри оказалось демократичным, непредвзятым (хотя и во многом единодушным), и довольно строгим. Что ж, в этот раз уровень участников был достаточно высок, чтобы критики могли судить их, не делая скидок.

Немало замечаний пришлось выслушать Чувашскому ТЮЗу имени М. Сеспеля, открывшему фестиваль мюзиклом «Кот в сапогах». У жюри возникли вопросы и к инсценировке, и к работе режиссера, и к оформлению спектакля — яркие костюмы, заворожившие малышню, к сожалению, были слишком разноплановы и «не играли» на развитие сюжета. Но основные претензии были высказаны в адрес хореографии и музыки, коль уж театр заявил своего «Кота» как мюзикл. Ни танцы, ни, особенно, работа композитора критиков не порадовали. «Эстрадность съела сказку», — таков был окончательный вердикт.

Зато следующая постановка, сказка «Теремок», привезенная из города Жуковского (Московская область) драматическим театром «Стрела», вызвала общий восторг. И режиссерское решение (режиссер Наталья Ступина), и уютное, сказочное оформление, и органичная игра актеров, и интерактив — тонкий и интеллигентный — все здесь сошлось. И получилась настоящая детская сказка, поставленная с хорошим вкусом и чувством меры.

Зато вкуса и меры, по мнению жюри, не хватило постановщикам «Сказки перед сном» из Рыбинского драматического театра. Причем, в первую очередь, автору инсценировки. Критикам она показалась запутанной и чересчур фамильярной, что, в свою очередь, диктовало актерам определенный, зачастую чересчур вольный, стиль игры. Возник справедливый вопрос об адресности спектакля. Зрителям постарше постановка наверняка приходится по вкусу, но стоит ли радоваться этому? Развеселить публику, заигрывая с ней, не так сложно, другой вопрос, к чему это ведет.

Совсем иным по замыслу и задачам был следующий спектакль фестиваля — «Кошка, которая гуляла сама по себе» Губкинского театра для детей и молодежи. Киплинга в театре нередко решают в пластике, не стала исключением и эта постановка — красивая, стильная, атмосферная. Но Сергей Семенов, режиссер спектакля, ставил перед актерами и более глубокие задачи. Его «Кошка» — это, не больше не меньше, философская история о том, как выжить в большом жестоком мире. Но как сделать такую серьезную тему интересной для маленьких зрителей? К сожалению, этой проблемы до конца решить не удалось, держать внимание зала актерам временами было сложновато. Зато спектакль понравился родителям, пришедшим в театр с детьми. «Мои дети не все поняли. А я захотела посмотреть спектакль еще раз — очень много мудрости», — призналась в отзыве одна из мам.

Цветочный мюзикл «Теремок для цветов» привез на фестиваль Театр кукол «Тамбовтеатр». Маленькие зрители едва переступали порог художественной галереи, где должен был состояться мюзикл, а их уже встречали главные герои — Колокольчик и Ромашка. Познакомившись с малышами, общительные цветы приглашали их в зал, на представление. Актрисы прекрасно общались с детьми в фойе, умело «держали зал» во время интерактива, но, увы, сам спектакль оставил желать лучшего. Слабая, неинтересная пьеса с надуманным конфликтом просто не дала актерам возможности раскрыться, да и режиссер им здесь не помог. К тому же членов жюри смутила работа актеров с куклами, которые, честно говоря, были в этом спектакле просто лишними.

«Снегурушка», представленная ТЮЗом города Заречного Пензенской области, к известной всем народной сказке имела весьма косвенное отношение, поскольку поставлена по пьесе известного драматурга Михаила Бартенева. Его сочинения всегда смешны, остроумны, но при этом частенько находятся на грани хорошего вкуса, и лишь от режиссера зависит, не будет ли пересечена черта, отделяющая веселую сказку от залихватского эстрадного шоу. Зареченский режиссер Михаил Гаврилов, к счастью, обошелся с материалом достаточно деликатно, при этом удачно распределив роли и выстроив образы. Помогли ему в создании истинно сказочной атмосферы и декорации, окончательно утвердившие моду на пэчворк («Снегурушка» стала третьим фестивальным спектаклем, оформленном в этой технике).

Все составляющие для успеха были у «Бременских музыкантов» Арзамасского драматического театра: интересный сюжет, потрясающая музыка Г. Гладкова, различные сценические спецэффекты, хорошая хореографическая подготовка актеров, позволявшая делать акробатические трюки. И, судя по словам постановщиков, спектакль имеет успех на своей сцене. Но снискать признания фестивальных критиков постановке не удалось.

Перегруженная инсценировка лишила любимую сказку легкости, непрофессиональная аранжировка испортила впечатление от музыкальных номеров, да и сами песни стали просто вставными номерами, практически не продиктованными сюжетом. Все было слишком громко, избыточно. Даже желание развлечь детей в антракте, не дав им скучать ни минуты, привело к тому, что ребята не смогли отдохнуть и высидеть без усилий второе действие.

Спектакль хозяев фестиваля, Саровского драматического театра, «У ковчега в восемь» ставил совсем молодой режиссер Павел Ушаков. Актеры, работающие в «Ковчеге», еще моложе — вчерашние выпускники. Всем вместе им удалось создать грамотный, интересный, очень органичный спектакль — настоящую командную работу. Актеры и постановщики порядком переволновались, ожидая вердикта жюри, но напрасно. Критикам понравились и режиссерское решение, и сценография, и музыка, создавшая необходимую атмосферу, и работа артистов. Конечно, не обошлось без замечаний, но это, скорее, были советы актерам.

Уже в третий раз на Саровский фестиваль приехал Мордовский государственный национальный драматический театр из Саранска. В этот раз театр решил привезти сказку по пьесе В. Илюхова «Молодильные яблоки», поставленную Лилией Шаховой. И если два года назад спектакль этого режиссера заслужил немало похвал, на сей раз хвалить было практически нечего. Жюри не порадовали ни чересчур многословная и потому скучноватая пьеса, ни работа режиссера, ни песни, исполняемые под фонограмму. И это уже не говоря о слугах Злодея Злодеича, вдруг возникших посреди вполне традиционно оформленной русской сказки в мини юбках из лаке и с тележками из супермаркета. Вот разве что музыка к спектаклю, написанная Сергеем Терхановым, была действительно по-настоящему сказочной.

На последний день фестиваля, как на десерт, были оставлены два кукольных спектакля — «Волшебное кольцо» Рыбинского театра кукол и сказка «Честное слово» Саровского театра кукол «Кузнечик». Сложно сравнивать две эти постановки. Язык Шергина нет слов, как хорош, но для маленьких зрителей сложноват, и артисты временами теряли их внимание. При этом в рыбинском спектакле было немало любопытных придумок и деталей, которые, в конечном итоге, возвращали утерянный было интерес. Материал, взятый саровчанами, и проще, и прямолинейней, но поскольку адресован самым маленьким зрителям, прямолинейность и даже некоторая назидательность при всем несовершенстве пьесы здесь были к месту. Критикам понравились сценографическое и музыкальное оформление спектакля, и особенно работа актеров — семейная пара Абаховых вдвоем управлялась с немалым количеством персонажей просто виртуозно. Немного подкачали сами куклы — все-таки действие происходило прямо перед лицом зрителя и хотелось бы большей эстетичности.

В любом случае, на оба спектакля члены жюри, по их признанию, повели бы своих детей.

После окончания фестивальной программы, включившей в себя 11 спектаклей, были подведены итоги:

Лучшим спектаклем фестиваля по единодушному мнению жюри стал «Теремок» драматического театра «Стрела» из города Жуковский. Второй раз подряд увез с собой приз за лучшую сценографию Губкинский театр для детей и молодежи.

Немало призов собрал Театр юного зрителя города Заречного и их спектакль «Снегурушка». Артисты ТЮЗа получили дипломы за лучшую женскую роль (Татьяна Иванова, роль Фени), лучшую женскую роль второго плана (Елена Терешонкова, роль Матери Феклы) и лучшую мужскую роль второго плана (Максим Юнушкин, роль Водяного). Сам же спектакль был отмечен специальным дипломом «Очень добрая сказка».

Диплом за лучшую мужскую роль достался Сергею Молодцову, актеру Рыбинского драматического театра за роли Поваренка, Кролика и принца Сильвио в спектакле «Сказка перед сном».

Людмила Антипкина из Мордовского государственного национального театра получила приз за лучшую женскую роль второго плана (роль Бабы Яги в спектакле «Молодильные яблоки»).

В этот раз жюри фестиваля не поскупилось на специальные номинации.

Спектакль Саровского драматического театра «У ковчега в восемь» стал обладателем диплома «За лучший актерский ансамбль», а драматический театр «Стрела» — «За яркий актерский ансамбль».

Татьяна Кунина, актриса Губкинского театра для детей и молодежи, была награждена дипломом «За лучшее пластическое воплощение» за роль Кошки в спектакле «Кошка, которая гуляет сама по себе», а Наталья Гришагина, артистка Саровского драматического театра, дипломом «За яркое воплощение образа» в роли Голубки в спектакле «У ковчега в восемь».

И, наконец, «За лучшую работу композитора» было решено наградить Сергея Терханова за музыку к спектаклю «Молодильные яблоки» Мордовского государственного национального драматического театра.

Не остались без наград и театры кукол. Лучшим спектаклем было названо «Волшебное кольцо» Рыбинского театра кукол. Диплом за лучшую режиссуру был вручен Егору Абахову из театра кукол «Кузнечик» за постановку «Честное слово». Специальный диплом фестиваля «За самый озорной спектакль» получил «Теремок для цветов» «Тамбовтеатра», а актриса этого театра Ксения Пыльнева стала обладательницей специального диплома фестиваля «За лучшую роль в кукольном театре» (роль Гусеницы-Бабочки).

Таковы были решения профессионального жюри. Но в этот раз на фестивале работало еще и детское жюри. Четверо ребят, посмотревших все спектакли фестиваля, вынесли свое решение — лучшей сказкой, по их мнению, стал спектакль «Сказка перед сном» Рыбинского драматического театра. Приз из рук юных критиков получил Антон Неробов, режиссер спектакля.

Фестиваль закончился. Погасли софиты, разошлись зрители, в разные стороны разъехались новые друзья, чтобы продолжить общаться и следить за успехами друг друга, только теперь уже в сети. Осталось послевкусие праздника: ощущение счастья и уверенность в том, что все, что случилось — не напрасно. Радостные лица зрителей, волнение артистов, тонкие ниточки, протянувшиеся от театра к театру, от человека к человеку… Ради этого стоило работать, ради этого стоит подождать два года, чтобы все повторилось вновь.

Администрация города Сарова, Оргкомитет и жюри фестиваля благодарят госкорпорацию «Росатом», Общеотраслевую инициативу «Территория культуры атомных городов» и спонсора фестиваля фирму «Система» (Саров) за финансовую поддержку фестиваля. Именно с их помощтю третий фестиваль «Что за прелесть эти сказки!» получился интересным и увлекательным.

Ольга Логинова

ж. «Страстной бульвар, 10», 2015 г. , № 2