КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

27 марта мир празднует Международный день театра. Главный праздник для тех, кто с самого детства был посвящен в волшебство сцены, для кого запах кулис и театрального грима приятнее самых дорогих на свете парфюмов и нет ничего роднее святых театральных подмостков. Совершенно особый мир, в котором столетиями живы традиции, в котором гордятся большими театральными династиями, мир, в котором всегда с самого его возникновения существовала и существует своя, уникальная атмосфера.

Мне повезло невероятно – расти в нашем театре, еще том, на улице Мира. Ездить на гастроли, застать золотое время спектаклей Виктора Арсеньева, видеть Бориса Меликджанова в роли Эзопа, помнить Владимира Дроздова в спектакле «Ночные забавы», наблюдать за актерским становлением четы Шегуров-Аввакумова. Смотреть десятки раз спектакли Владимира Салюка, Юрия Клепикова, Анны Трифоновой – великолепных Столичных режиссеров, которых приглашали на постановки в наш театр. Театральные дети – это особая история.

В этом году родному театру исполнилось 65 лет. 27 марта коллектив отмечал сразу два праздника – юбилей театра и свой профессиональный праздник. Ушли в иные миры Борис Смбатович Меликджанов и Виктор Тимофеевич Арсеньев. Сильно изменился состав труппы, приходит молодежь. Но сложившийся много лет назад костяк театральных мастеров как был крепкой основой, так и остается.

Праздновали «на зрителя» — в широком кругу, на сцене нового театра (так до сих пор он и остается «новым», так же, как до сих пор существует в памяти «старый театр» — все тот же, который «на Мира») Перед публикой на этот раз были не только актеры, но и те, кого зритель не видит никогда. «Бойцы невидимого фронта» службы театра, без которых не состоится ни один спектакль – гримеры, костюмеры, машинисты сцены, бутафоры и художники, пошивочный цех и помощники режиссера. Их редко чествуют публично. Значительная их часть провела свой праздник так, как это и положено в театре – за кулисами, в работе. Думаю, и актерам больше бы хотелось отмечать свой праздник именно в действии, в роли, чем сидя на сцене и наблюдая за собой в отрывках спектаклей, которые демонстрировались на сцене. Это могло бы стать очень интересным экспериментом, ведь показывали отрывки из архивных спектаклей 90-х и 2000-х годов – «Семейный портрет с посторонним», «Двое поменьше», «Жизнь впереди», «Голый король», «Герой». Кому-то они напомнили золотое время нашего театра, а кому-то открыли тот театр, который они не застали, который ждали с гастролями по всей России. Да и актеры, которых город сейчас знает как мастеров сцены, на экране были совсем юными. Как это было бы увлекательно – символически возродить эти спектакли на нынешней сцене теми же актерами в рамках одного вечера! Вживую!

Когда на экране появились фотографии старого здания театра, родной и обжитой многими поколениями сцены, зрительного зала – защемило сердце у многих. Поэтому, пожалуй, не стоило демонстрировать кадры «перестраивания». Слишком больно было видеть развороченный зрительный зал с сорванными креслами и разбитую сцену с обнажившимися каркасами стен. Процесс уничтожения родного дома, с которым связана огромная часть жизни и самые нежные воспоминания.

Впрочем, праздник продолжился, и настроение было исправлено. Городская администрация преподнесла бесценный подарок – полный видеоархив истории саровского театра, начиная с 80-х годов. На протяжении долгих лет этот архив записывал по собственной инициативе один из самых преданных поклонников нашего театра – Сергей Трусов. Благодаря ему, театр сейчас располагает уникальными записями исторических спектаклей, репетиций, интервью и репортажей. С официальными поздравлениями выступили представители городской администрации, вручили части актеров благодарственные письма и грамоты от администрации Нижегородской области.

Те, кто не смог приехать, но кто связан с нашим театром многолетней любовью и сотрудничеством, прислали видеопоздравления – режиссер Владимир Салюк, гастролировавшие у нас Наталия Тенякова и Евгения Добровольская, режиссер Сергей Кутасов, недавно поставивший в нашем театре свой третий спектакль. Отдали дань памяти ушедшим патриархам театра. Вспомнили легендарного директора Бориса Меликджанова, режиссера Виктора Арсеньева, заведующих литературной частью Адольфа Шевцова и Ольгу Яковлеву, великолепную певицу Тамару Шумскую, главного художника Ефима Гоголева – и многих других. И почти каждое лицо, появлявшееся на экране, встречали аплодисментами. Память Виктора Арсеньева почтили еще одним, очень запомнившимся номером. Весь огромный список поставленных им в нашем театре спектаклей превратили в стихотворение. А пока оно звучало, в темноте на пустом стуле рядом с Эммой Арсеньевой лежал букет цветов, освещенный единственным лучом света. Как будто зажглась та вечная настольная лампа, стоявшая на его столе во время репетиций…

И снова долго грустить не дали – для всех интересующихся заведующий постановочной частью Виктор Бессараб провел видео-экскурсию по всем цехам театра и по сцене, завел зрителей даже на колосники, высоко над сценой – туда, куда не ступала нога даже большинства работников театра. Одно только сбивала – монтаж был таким быстрым, что где-то к середине… укачало!

Особенно оживились все во время выступления детей из театральной студии ДШИ № 2 – Эмма Арсеньева, Людмила Романова, Владимир Соколов-Беллонин, Александра Доронина в их исполнении были настолько узнаваемы, что вызывали смех не только у зрителей, но и у самих «оригиналов» — их реакция стала, пожалуй, отдельным спектаклем.

Заведующая отделом ЗАГС напомнила, что в нашем театре работает 12 семейных пар. Я бы добавила и продолжила – и несколько театральных династий. Во все века существования русского театра одной из самых значимых традиций в нем были театральные династии, Хранители уникальной атмосферы и истории. В Сарове таких династий две – Шевцовы и Меликджановы. Первую начали Светлана и Адольф Шевцовы, он заведующий литературной частью, она – артистка балета в прошлом, сейчас художник гример-постижер, отдавшая театру более 50 лет. Их дочери Светлана и Инесса пришли работать в тот театр, где выросли. Светлана много лет работает художником-постановщиком, а Инесса пошла по стопам обоих родителей, получив и актерское, и литературное образование, и сейчас работает в Сарове актрисой. Династия Меликджановых тоже знакома всем и всеми любима. Актеры Борис Меликджанов и Галина Фиалковская пришли в наш театр в 1970 году и остались надолго, радуя зрителей блестящими сценическими работами, а Борис Смбатович еще и на посту директора – до сих пор период его руководства называют золотым временем саровского театра. Их дочь Ольга выросла здесь же и пошла по стопам родителей. А сейчас на подходе уже третье поколение этой династии – в этом году Нижегородское театральное училище заканчивает ее сын Георгий.

А еще… радостно было видеть тех, кто в прошлом работал в нашем театре и приехал на праздник из других городов – артисты Нижегородского театра «Комедия» Валерий и Евгений Кондратьевы, Дмитрий Крюков, балетмейстер Андрей Сергиевский, в соавторстве с Виктором Арсеньевым подаривший городу несколько великолепных спектаклей, до сих пор не сходящих с уст горожан. Он, кажется, был единственным, кто не знал, что предстоит говорить со сцены, поэтому речи не подготовил. Впрочем, его слова «без бумажки» были так горячи, искренни и эмоциональны, что тронули сильнее всех остальных.

Потом Андрей дал комментарий и нам:

— Когда меня пригласили на юбилей театра, я был несказанно обрадован: увижу самых близких друзей, опять будут рассказы, улыбки, смех, замечательное настроение! В этом театре я, как и многие мои уже маститые друзья-актеры, делал первые профессиональные шаги. На большой сцене принимать участие в создании спектакля как хореографу-постановщику мне доводилось до этого только раз – во МХАТе им. А. Чехова. Собственно, работа с режиссером М. Ефремовым над спектаклем «Урок женам» Ж.-Б. Мольера и с В. Т. Арсеньевым в постановке «Жизнь впереди!» Э. Ажара Происходила почти одновременно. В 1998 году в моей родной «Независимой труппе Аллы Сигаловой» у меня возник перерыв в актерской карьере, и я с огромным интересом и благоговейным трепетом сделал первый шаг навстречу работе театрального балетмейстера. Всегда буду чтить и помнить имена моих добрых ангелов, двух моих любимых наставников – Бориса Смбатовича Меликджанова и Виктора Тимофеевича Арсеньева! Трудно переоценить их участие и роль в моей судьбе! Вот так и состоялись еще шесть спектаклей в Саровском драматическом театре, которые всегда вспоминаю с огромной теплотой. Мне несказанно повезло работать с замечательными мастерами Э. И. Арсеньевой, В. Б. Соколовым-Беллониным, А Наумовым, А. Бахановичем, А. Рудченко, А. Опалихиным, К. Алексеевым и другими замечательными актерами. И чувствую, что впереди еще много интересных лет уникального творческого содружества. – Саровского драматического театра. Уверенно выглядит молодое поколение актеров, понравились их замечательные лица, много спектаклей, которые снискивают заслуженную славу у благодарного зрителя и не сомневаюсь, что во все времена, а уж сегодня особенно, девизом будут звучать слова «В театре тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи грудей задыхаются от одного упоения, тысячи «я» сливаются в одно общее целое «Я» в гармоническом сознании беспредельного блаженства!»

Что ж, действительно, остается только повторить за Андреем его слова про грядущее большое творческое будущее… и ждать интересных встреч и свершений, о которых потом будут звучать слова восхищения на следующем, уде 70-летнем, юбилее нашего театра. Кстати, может, тогда зрителям еще предложат уже не видео-, а вполне реальную экскурсию на вновь открытую и активно действующую малую сцену театра? Кто знает!

Татьяна Печегина

г. «Вести города», 204 г., № 14