КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Как же здорово наше время переориентировало наши житейские ценности! Еще не так давно в закрытом от всего мира научном городе Арзамасе-16 (теперь Сарове) где расположен Российский Федеральный ядерный центр, самой большой сенсацией для местных жителей было сообщение ТАСС об очередном испытании сверхмощного оружия. Теперь образ мыслей, темы разговоров и вся духовная жизнь в целом изменилась до неузнаваемости.

В некогда знаменитом святом месте возрождается православие. Открылась церковь. А событием, которое рецензируется местными газетами, телевидением и – радио, стали премьеры Саровского театра драмы, который в свое время был специально создан для ученых-ядерщиков, не имевших тогда, во времена образования «объекта», возможности выезжать на «Большую землю» из соображений секретности.

Премьера, которая здесь состоялась в декабре, действительно необычна. Буквально совсем недавно везти на кого-нибудь на гастроли в секретный Арзамас-16 было делом не только невозможным, но и просто трудновообразимым. А теперь за какие-то пять-шесть лет, на местной сцене побывала целая плеяда знаменитостей: Армен Джигарханян, Валентин Гафт, Александр Калягин и многие другие. Теперь сюда приглашен режиссер МХАТа Владимир Салюк. Еще летом, когда саровский театр был на гастролях в Тамбове, состоялась предварительная встреча с этим мастером, работавшим в свое время со знаменитым Олегом Ефремовым и считающим себя его учеником.

В конце концов для постановки на саровской сцене была выбрана пьеса классика американской драматургии Артура Миллера «Вид с моста» и этот выбор не случаен. Режиссера эта пьеса привлекла в первую очередь тем, что она вневременна. Она как бы возрождает на сцене современного театра античную трагедию рока, где соединяется внеземное с обыденной жизнью простых людей. В журнале «ХХ век» напечатана беседа с автором пьесы, в которой он заявил, что героями трагедии в ее самом высоком проявлении должны выступать люди из народа.

Эта установка драматурга точно передана постановщиками спектакля, и если говорить в целом, то он в профессиональной оценке целиком режиссерский. Все мизансцены имеют определенный смысловой рисунок, органично вплетаясь в общую ткань спектакля. Каждый из актеров, занятых в спектакле, проживает на сцене судьбу своего персонажа, но в целом все исполнение сливается в единую симфонию сценического действия. В постановке нет проходных малозначительных ролей. Даже портовые грузчики, казалось бы, эпизодические роли, постоянно присутствуют на сцене, помогая образному раскрытию темы и мысли спектакля, заполняя сценическое пространство и действуя в нем.

Что еще интересного в этой постановке, так это не простое русское прочтение американского драматурга, а один из вариантов передачи сути, духа и атмосферы, заданных Артуром Миллером.

Зритель на протяжении спектакля находится в другом мире, в другом измерении. А выйдя из театра, он еще не раз будет мысленно возвращаться к увиденному и додумывать, осмысливать и переосмысливать. Такова магия постановок, сделанных настоящими профессионалами, такими, как Салюк.

Для саровчан, привыкших видеть на сцене одни и те же лица, это настоящий театральный праздник. А для труппы театра, вынужденной вследствие закрытости города вариться в собственном соку, это школа мастерства и экзамен на профессиональную зрелость. Работать саровским актерам с маэстро интересно, но и крайне ответственно, потому что его требования к ним ничуть не ниже тех, которые он предъявляет к их столичным коллегам. И в то же время, по признанию самих актеров, особенно привлекательной показалась атмосфера раскованности, характерная для настоящего мастера, живого и открытого. Каждая репетиция была актом совместного творчества, что наиболее плодотворно отразилось на результатах работы по созданию завершенного произведения, в котором каждый активное участие.

Так что Саровский театр драмы, которому в 1998 году исполнится полвека, выдержал нелегкий экзамен на профессионализм, чем и подтвердил правильность выбора пути дальнейшего творческого развития.

А. Шевцов

г. «Ваша антенна» (Н. Новгород), 1997 г., № 4