КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Говорят, что талант – это миссия, это обязанность всего себя без остатка отдавать служению искусству. Семья и дети требуют такой же степени вовлеченности. Тут и задумаешься – какой же волей должен обладать человек, чтобы быть и хорошей мамой, и бесподобной вокалисткой, и образцовым педагогом!

Да, не секрет, что возможности маленького города не всегда соответствуют нашему потенциалу, и среда в городе техническая, и залов с хорошей акустикой немного… Но утешением зачастую служит уважение коллег и знакомых, успехи учеников и то самое чувство долга, которое само по себе уже – талант.

Елена Лямина рассказала, что приехала в Саров вместе с мужем – работником ядерного центра, подчиняясь мудрому женскому правилу «куда иголка, туда и нитка» и не жалеет об этом.

ГЛАВНОЕ ЗВАНИЕ – ЗРИТЕЛЬСКОЕ ПРИЗНАНИЕ

С 1993 года Елена Ивановна работает преподавателем сольного пения на отделении «Оперная студия» в Детской школе искусств № 2. У нее два высших образования педагогическое (Мордовский государственный университет им. Огарева) и музыкальное (Нижегородская государственная консерватория специальность «вокальное искусство»). Она педагог высшей квалификации.

Елена Ивановна совмещает работу в школе с сольными концертами и концертными номерами в сборных праздничных программах. Ее голос – украшение всех крупных акций, связанных с презентацией нашего города на «большой земле», будь то концерт мастеров искусств ЗАТО в Колонном зале Дома союзов, или «Дни культуры города Сарова в Государственной Думе», или «Дни Сарова в Москве» и «Дни культуры Сарова в Париже». Она работает по совместительству в театре драмы в должности солистки камерного оркестра театра.

На концертах выступает в паре со своим концертмейстером – Еленой Шутовой.

Слушаешь певицу и думаешь – ей бы оторваться от земли и лететь вслед за голосом, под купол зала, в котором она и выступает. И право, не верится, что у этой хрупкой, неземной женщины двое взрослых детей, дом, семья, какая-то иная жизнь…

– Ваши предки, наверное, были люди духовного звания и пели в церковных хорах?

– Нет, я из рабочей семьи. И профессиональных певцов в роду у нас не было. Правда, семья была по-своему голосистая и музыкальная. Пела мама «для себя», пел дед, пела бабушка Аня, когда занималась домашней работой и рукоделием. У нее это получалось особенно заводно – с шуточкой-прибауточкой, с народным озорством…

Поэтому в своеобразную атмосферу музыки Елена попала сразу с пеленок. И очень рано ощутила потребность выразить себя – в рисовании, в песне… Первые ее «номера» звучали перед гостями с табурета на семейных торжествах.

В глубинке, что греха таить, даже при большом таланте нелегко добиться официального признания заслуг. Впрочем, главное звание – признание публики. И раз голос дан, то не так уж важно, насколько утонченная у тебя аудитория. Настоящий вокалист не грызет себя изнутри комплексом непризнанности, а идет по своему пути, постоянно совершенствуя мастерство. Вот так и Елена Лямина. Как признается сама певица, приехав сюда и устроившись поначалу лаборантом, а потом музыкальным работником в детском саду, она все вечера проводила во Дворце культуры, пела в хоре М. Тараевой, Л. Новиковой и другими любимыми зрителем вокалистами: Г. Затонской, В. Лебедевой, В. Тешкиным… Потом была приглашена Ю. Мишустиным петь в оркестре театра.

В зрелом возрасте, имея уже взрослых детей, осуществила свою мечту – поступила в Нижегородскую консерваторию. Кто сказал, что заочная форма обучения мало дает? Научить искусству нельзя, искусству можно научиться. Пусть редкие и эпизодические, но контакты с профессорами принесли свои плоды. Елена Ивановна рассказывает о периоде обучения в консерватории как о волшебном времени исполнения желаний и открытия новых возможностей. «Я поняла, как надо петь…»

БОЖЕСТВЕННЫЙ ГОЛОС

Вспомним оперу «Дети полудорог» режиссера Татьяны Левкиной, в которой Ирина Левченко исполняла роль Кончиты, и Елена Лямина пела эпизоды партии Богоматери. Думаю, что не ошибусь с утверждением, что успех «Детей полудорог» на областном фестивале не в последнюю очередь обязан дивному вокалу.

– Музыканты высокого уровня, наверное, по-другому чувствуют жизнь… Вас, должно быть, многое коробит из тех мелодий, что нам преподносит современность?

– Да, иной раз бывает неловко, когда приходится в течении нескольких часов во время поездки в Нижний, например, слушать блатную или поп-музыку. Трудно убедить себя, что кому-то она дарит настрой. Очень сильно засоряет среду эта автобусно-газельно-радио-телевизионная музыка.

– А кроме классической музыки, вы сами что слушаете?

– Люблю авторскую песню. Окуджаву, например, с его глубоким смыслом, с мелодичностью…

– Хотя в музыкальном отношении мелодии Окуджавы вроде бы нехитрые…

– Я даже об этом не задумывалась… Бывают песни, когда и музыка интересная, а содержания нет – просто уводит от мыслительного процесса. Здесь другой случай.

– Про вас говорят, что вы с блеском исполняете итальянские партии – это вершина вокального искусства. Как вы сами чувствуете, вы достигли своего собственного потолка?

– Наша профессия такова, что учиться ей надо каждый день и до конца жизни…

– Каким композиторам вы отдаете предпочтение?

– Трудно сказать. Кого только я не исполняла в жизни – Баха, Моцарта, Шумана, Рахманинова…


Ирина Левченко, певица и педагог:

– Как исполнитель, Елена очень ищущая, постоянно растущая. Не застывает в своей форме, пополняет репертуар, работает с голосом.


Наверное, это один из плюсов маленького города: в постоянном поиске разных форм контактов со зрителем.

Первая работа в Сарове – музыкальным руководителем в детском саду – дала бесценный опыт коллективной сценарной работы. И сейчас Елена Ивановна участвует в больших программах «По страницам оперетт» вместе с актерами городского театра Натальей Алексеевой, Александром Бахановичем и другими коллегами.

– Ваши дети тоже поют?

– Дети не пошли по моим стопам, но я сделала что могла – привила им любовь к хорошей музыке. Пусть это музыка не совсем «моя», но все равно качественная и серьезная. Дочь, например, любит хороший джаз.

ДЕТИ

Говорят, что в Сарове хорошо растить детей. И правда – сколько здесь вариантов для воспитания и развития способностей! И оперная студия – это в общем-то уникальное явление, сочетающее в себе и профессиональную работу с юными вокалистами и режиссуру.

Ученики оперной студии поют для малышей в детских садах, школьников и взрослых саровчан в музыкальных спектаклях. Привозят награды с областных и общероссийских конкурсов.

Опера – это элитарный вид искусства. И важно научить детей не просто петь, а с уважением относиться к своему занятию.

– Вы принимаете в студию всех детей, несмотря на наличие слуха?

– Еще Дмитрий Ковалевский говорил, что у 90% детей есть слух – главное, чтобы ребенок сам хотел петь. А мы уже стараемся дать ему почувствовать и идею, и содержание музыки, и научить хорошему исполнению.

Есть в нашей студии свои звездочки: Алена Аксенова, Вика Серова…

– С мальчиками, наверное, сложнее работать…

– Да, главная сложность в работе с мальчиками в том, что поначалу они должны научиться петь как девочки. Но это особенность академического вокала, в эстрадном все по-другому

– Случается, что вы убеждаете подростка посвятить себя искусству?

– Все-таки это трудный хлеб – ремесло профессионального певца или актера. И поэтому скорее даже отговариваю. Можешь не петь – наверное, лучше не пой.


Александр Кокнаев, коллега и педагог:

– Мы работаем вместе четыре года, создаем детские спектакли. Елена Ивановна – высокий профессионал, как педагог она очень тактична, ее любят дети и уважают родители. Милый, ответственный, высокоинтеллигентный человек. И сама поет как дышит. Побольше бы в нашей жизни таких людей…


И. Егорова

г. «Городской курьер», 2009 г., № 34