КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

С 1 по 25 июля в Калуге гостит театр из столицы Поволжья. Репертуар, с которым пожаловал к нам Нижегородский театр драмы богат . Уже состоялись и еще предстоят встречи с драматургами разных времен и народов: Мольер, Скаррон, Бомарше.

Не забыты и наши соотечественники, современники Рацер и Константинов. Нарши. В гастрольной афише, в основном, комедии. Сейчас, когда в жизни столько трагедий и драм, нельзя не оценить стремление творческого коллектива дать зрителям отдых от повседневных суеты и проблем, возможность отойти от серых, безрадостных будней.

Для первого знакомства с калужанами театр выбрал классику, спектакль по пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Возраст комедии — более трехсот лет. Как сделать ее волнующей и современной, наконец, просто смешной? Ведь то, что считалось остроумным в Англии XVI-XVII веков, в наше время и в нашей стране может быть воспринято как весьма плоская шутка…

Трудно представить себе то время. Как одевались тогда люди? Как говорили? Бессмертные тексты Шекспира — образцы письменной речи. А как звучала устная? Полотна и гравюры великих мастеров того времени, разумеется, воплощают реалии быта далеких веков. Но все же целостную картину мы можем лишь домыслить, дорисовать в нашем воображении.

Итак, Англия эпохи Возрождения. И еще далее — античность. Когда мифы диктовали осознание действительности. Когда темп жизни был не таким сумасшедшим, как сегодня…

Режиссер В. Арсеньев смело совмещает планы: Древняя Греция и старая Англия, мир людей и загадочный эфемерный мир фей и эльфов, которые внедряются в дела смертных и оказывают существенное влияние на их мысли и поступки.

Первые мизансцены напоминают о театре античности с его строгой регламентацией расположения героев и персонажей, со статичностью поз и прямолинейностью жестов. Могуч и грозен царь Тезей — А. Наумов. Прелестна властная высокая статная красавица Ипполита — А. Доронина. Впоследствии мизансцены приобретают динамику, пластика исполнителей становится разнообразнее. Однако Лизандр — М. Солнцев и Деметрий — М.Кашев не обыгрывают текст, а декламируют его, пребывая в эстетике театра прошлых веков. Их партнерши: Гермия — И. Аввакумова и Елена — Д. Казакова более современны, их игра воспринимается гораздо легче.

По-настоящему комедиен и колоритен повелитель эльфов Оберон — К. Алексеев. Трогательна в своем заблуждении и неимоверно привлекательна царица фей грациозная Титания — Н. Алексеева. Слуга Оберона Пэк — Р. Шегуров необыкновенно подвижен, пластичен, стремителен. В итоге он вызывает наиболее бурную одобрительную реакцию зрителей.

Интересен «режиссер» уличного театра Питер Пигва в исполнении А.Рудченко. Но непонятно, зачем Основа — А. Ломоносов пародирует речь Михаила Горбачева.

В спектакле много музыки, танцев. Заметна роль балетмейстера А. Сергиевского и заведующего музыкальной частью театра Ю. Мишустина. Богаты, ярки, просто великолепны костюмы, созданные под руководством художника А. Глебовой.

Во времена Шекспира не знали таких чудес техники, коими обладает Нижегородский областной театр драмы. В постановке они применяются весьма широко. Это и светящаяся площадка на заднем плане, на которой работают исполнители ролей волшебников и чародеев, и всевозможные световые эффекты. Спектакль по пьесе П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» решен режиссером Ю. Клепиковым как эксцентрическая комедия. Однако веселье, озорство, сама комедийность заменена многочисленными танцами, которые отнюдь не способствуют более глубокому раскрытию замысла драматурга. В исполнении А. Рудченко Фигаро — не безудержный шалун, а резонер, в интерпретации которого не «играет» само объемное, многозначное слово Бомарше. Весел и обаятелен в этом спектакле лишь Керубино — А. Боровиков. Пьеса испанского драматурга А. Касоны «Деревья умирают стоя» занимает почетное место в мировом репертуаре. Весьма небезуспешно она была поставлена и в Калужском драматическом. Закономерен интерес калужских зрителей к этой постановке.

Что же нового сумел сказать нам режиссер В. Арсеньев?

Прежде всего, вряд ли можно признать удачным назначения К. Алексеева на роль Директора и А. Дорониной на роль Марты-Изабеллы. Это не юные актеры, а им предложено сыграть веселых и не очень-то обремененных жизненным опытом героев-любовников.

Не вполне понятны и выходы исполнителей эпизодических ролей в клоунских костюмах в начале и в конце спектакля. Что они означают? Что помогают раскрыть?

Тем не менее, радует игра В. Соколова — Беллонина в роли Дедушки Фернандо Бальбоэ и заслуженной артистки России Э. Арсеньевой — Бабушки Эухении. Эти актеры сумели донести до зрителя высокий смысл старости не как заката жизни, а как расцвета мудрости, концентрации сил и воли, высокого человеческого достоинства и ответственности существ, полностью доверивших себя друг другу, красоту истинного глубокого чувства, не угасшего, а возросшего с течением лет.

Особое место в репертуаре театра занимает спектакль по пьесе Екатерины Нарши «Двое поменьше». Это осуществление проекта поддержки молодых дарований, получившего грант Института «Открытое общество» Фонда Дж. Сороса в конкурсе «Театр на пороге XXI века».

В постановке Анны Трифоновой эта пьеса сверкает всеми своими гранями. Особой удачей, на мой взгляд, можно считать исполнение ролей: тети Вики, мамы Манечки А. Дорониной, Ванечки А. Боровиковым, дяди Георгия Р. Судаковым, Старухи заслуженной артисткой России Л. Романовой.

Весомость, глубину, значимость раскрытию замысла драматурга, красоту и дополнительные оттенки звучания материала придает всему происходящему на сцене исполнение музыки Е. Могилевской оркестром театра под руководством Е. Попова.

Этот спектакль — о высокой ценности каждой отдельно взятой человеческой жизни, о недопустимости нарушения верности своему предназначению, идеалам юности, своей судьбе.

Первые спектакли нашими гостями сыграны. Впереди новые встречи, новые открытия.

Ольга Щавелева

г. «Калуга вечерняя», 2000 г., 8-14 июля